Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа ТС-62 Московского управления ГВФ близ а/п Минск
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  30 декабря 1948 г.
Время:  09:20
Страна:  СССР
Место происшествия:  Белорусская ССР, 2 км северо-западнее а/п Минск
Тип ВС:  ТС-62
Регистрация ВС:  СССР-Л1017
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Московское управление транспортной авиации ГВФ (МУТА ГВФ), 15 ато
 


Описание
    4 декабря при посадке самолета в Минском аэропорту на пробеге сложилась правая нога шасси по причине обрыва заднего узла подкоса шасси. В результате самолет получил повреждения: 1) деформирован концевой обтекатель правой консоли; 2) погнуты лопасти правого винта; 3) деформирован капот и корзина правого маслорадиатора; 4) деформирован элерон правой плоскости; 5) небольшая деформация щитков с правой стороны центроплана. Прибывшая бригада АРБ-400 с 15 по 21 декабря произвела ремонт. При этом по указанию бригадира был изменен объем работы – вместо замены концевого обтекателя был оставлен старый, отремонтированный. Для перегонки самолета для дальнейшего ремонта на АРБ-400 был прислан экипаж 15 ато. Облет самолета не производился. Вылет по различным причинам задержался до 30 декабря. В 08:25 директору аэропорта было вручено штормовое предупреждение, что в период с 09:30 до 13:00 ожидается понижение облачности ниже 100 м и образование тумана при видимости менее 1 000 м (минимум аэродрома – 100х1000 м). Два вылетевших в 08:30 и в 08:45 экипажа доложили высоту облачности 75 м. В выданном бюллетене погоды экипажу Гаврилова значились высота облачности 75 м и горизонтальная видимость 2 км. Самолет был выпущен в 09:15 с явным нарушением установленного минимума погоды. Взлет произведен с МК=300°. После доклада экипажа о взлете связь с ним прекратилась. После первого разворота самолет вошел в облачность и через 1-1,5 мин, по показаниям свидетелей, вышел из облачности в районе деревни Петровщины с правым креном. В таком положении самолет на расстоянии 50 м цеплял землю, затем с разрывом 25 м, еще 30 м. Отделившись от земли, самолет пролетел 20 м и ударился правой плоскостью, мотором и носовой частью. От удара правая плоскость и носовая часть разрушились. Самолет взмыл и через 100 м упал, развернувшись на 180°, и загорелся. Правый мотор находился на удалении 200 м от фюзеляжа, части правой плоскости – на удалении 120 м. Катастрофа произошла в 09:20 в 2 км северо-западнее а/п Минск с азимутом 300°. Бортрадист получил ушибы, остальные члены экипажа погибли.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 3
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП причины неизвестны
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС ТС-62
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л1017
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 25.04.1945
Заводской номер ВС 16394/33142 (44-76810)
Наработка ВС (часы) 3163
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 6211258 6211259


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Московское управление транспортной авиации ГВФ (МУТА ГВФ), 15 ато
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Минск (Минск-1)
Пункт назначения Москва (Внуково)
Начальный пункт маршрута Минск (Минск-1)
Конечный пункт маршрута Москва (Внуково)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Прибывшая в Минск комиссия сделала поспешный вывод о виновности бригадира ремонтной бригады, который по своему усмотрению изменил объем работ, оставив на самолете отремонтированный концевой обтекатель вместо его замены, и при этом, не производя расстыковки концевого обтекателя, рембригада не смогла проверить силовые элементы внутреннего набора, которые могли быть поломаны.
    Вывод комиссии о причине катастрофы из-за заклинивании элерона правой плоскости вследствие деформации концевого обтекателя после проведенных ГосНИИ ГВФ испытаний признан неправильным и необоснованным. Ремонтная бригада положила на поврежденные места обтекателя восемь заплат. Проведенный ремонт обеспечивал безопасную перегонку самолета на базу. В ГосНИИ проведены испытания концевого обтекателя на самолете ТС-62 Л-943. Испытания выявили:
    1) Зажатие элерона концевой частью крыла произошло при изгибе концевого обтекателя крыла на 10°. При этом еще до изгиба на данный угол происходит разрушение концевого обтекателя.
    2) Разрушение концевого обтекателя крыла по ослабленному сечению произошло при нагрузке 1 200 кг, что соответствует по изгибающему моменту в сечении между 1-й и 2-й нервюрам 130% расчетной нагрузке на концевой обтекатель.
    Вывод ГосНИИ ГВФ: Причиной катастрофы не могло являться зажатие элерона при деформации концевого обтекателя. Зажатие происходит только при полном разрушении обтекателя. При этом элерон выводится из зажатия при усилии на штурвал 30-40 кг. Разрушение концевого обтекателя в воздухе может быть только при выходе из строя на 70-80% его силового набора. Осмотренный силовой набор концевого обтекателя самолета Л-1017 не дает оснований считать, что он был выпущен в полет с таким ослаблением.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.