|
|
|
Катастрофа Ан-24РВ Украинского УГА в р-не Чернигова |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 15 мая 1976 г.
Время: 10:48
Страна: СССР
Место происшествия: Украинская ССР, Близ Чернигова
Тип ВС: Ан-24РВ
Регистрация ВС: CCCP-46534
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Украинское УГА, Киевский ОАО
Рейс: 1802
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж произвел взлет в 10:07. Эшелон полета был задан 5 700 м. На 41-ой минуте полета днем в СМУ самолет столкнулся с землей с курсом 245° в 500 м юго-восточнее села Викторовка (14,8 км юго-восточнее а/п Чернигов с азимутом 143°) в точке с координатами 51°17’ СШ 31°25’ ВД. Столкновение с землей произошло в поле практически без поступательной скорости с небольшим правым креном и с большим углом тангажа на пикирование (-50°). Большая часть самолета сгорела. Фактическая погода по маршруту: облачность 7-10 баллов кучево-дождевая с верхней границей 5-6 км и с отдельными вершинами 7-8 км, засветки размытого характера западнее трассы на траверзе Чернигова, болтанка на высоте 7 200 м по верхней кромке облаков. Фактическая погода а/п Чернигов на 10:50 – облачность 10/10 кучево-дождевая, разорвано-дождевая 480 м, ливневый дождь, видимость 10 км, ветер 250° 6 м/с. Предположительно, с 22-ой минуты полет проходил на автопилоте (МСРП-12 разовую команду включения автопилота не зафиксировал). Последняя связь с экипажем состоялась за 3 минуты до начала развития аварийной ситуации. За 1 мин 20 сек. до столкновения с землей во время горизонтального полета с приборной скоростью 350 км/ч произошло внезапное, резкое (за 1 сек) отклонение руля направления в крайнее правое положение (25°) с последующим быстрым изменением углов крена и курса. В результате создалось сложное, не контролируемое экипажем положение самолета в пространстве. Он вышел на большие закритические углы атаки, а затем перешел в штопор. Зафиксированы следующие действия экипажа: через 1 сек после отклонения РН элероны были отклонены на 5-7° в сторону для парирования крена, на 7-ой секунде после начала развития аварийной ситуации РН отклонен на 9°. Через 5 сек после начала развития аварийной ситуации РВ ушел на 30° на кабрирование. На 11 секунде произошло флюгирование воздушного винта правого двигателя, а через 4 секунды – воздушного винта левого двигателя. На 15 секунде самолет начал снижаться по траектории штопора с вертикальной скоростью около 100 м/с и перегрузкой 1,15-1,2 ед. При столкновении с землей самолет находился в полетной конфигурации (шасси и закрылки убраны). Комиссией установлено, что возможность внешнего воздействия мощного воздушного потока воздуха исключается анализом метеообстановки и данными военных ведомств об отсутствии полетов авиации ВВС и ПВО, стрельб и запусков беспилотных средств. При исследовании агрегатов самолета на месте происшествия шток триммерного механизма МП-100 обнаружен вышедшим на 22,5 мм. Разрушения конструкции самолета до столкновения с землей не было.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
6 |
6 |
Пассажиры |
46 |
46 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
недостатки в конструкции |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-24РВ |
Регистрационный номер (id) ВС |
CCCP-46534 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
27.02.1975 |
Заводской номер ВС |
57310108 |
Наработка ВС (часы) |
2976 |
Наработка ВС (циклы) |
2328 |
Силовая установка |
Н 47432072 Н 47442021 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
1802 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Украинское УГА, Киевский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Винница |
Пункт назначения |
Москва (Быково) |
Начальный пункт маршрута |
Винница |
Конечный пункт маршрута |
Москва (Быково) |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причиной катастрофы явилось резкое, неожиданное для экипажа отклонение руля направления вправо на 25° за 1 секунду в момент отключения автопилота, что привело к развитию большой угловой скорости крена и скольжения, выходу на закритический угол атаки, выключению двигателей, переходу в штопор и столкновению с землей.
Причиной отклонения РН является выход штока триммерного механизма МП-100 на 22,5 мм при включенном автопилоте и последующем его отключении. Однозначно причину выхода штока установить невозможно из-за разрушения и пожара самолета. Вероятными причинами могли быть отказ в электрической цепи или непреднамеренное нажатие на переключатель управления триммером кем-то из членов экипажа при включенном автопилоте. Вследствие конструктивной особенности совмещенного триммера-сервокомпенастора с пружинной тягой допускается резкая перекладка РН в момент отключения автопилота при отклоненном электромеханизме триммера и отсутствии действий со стороны экипажа по парированию отклонения РН в течение двух секунд после отключения автопилота.
Сопутствующий фактор: наличие мощной кучево-дождевой облачности и ливневых осадков.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
Фото: захоронение экипажа на Байковом кладбище г. Киева |
Источники информации |
|
|
Фотографии
|
|
|
|