 |
 |
 |
Катастрофа Ми-2 Благовещенского ОАО в Селемджинском районе Амурской области |
 |
 |
|
 |
 |
 |
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 30 октября 1994 г.
Страна: Россия
Место происшествия: Амурская область, 25 км юго-восточнее Экимчана, Селемджинский район
Тип ВС: Ми-2
Регистрация ВС: RA-23240
Авиакомпания: Благовещенский ОАО
|
|
|
 |
|
Описание |
Вертолет перевозил груз золотых самородков весом 60 кг и сопровождавших его сотрудников артели старателей "Родина". Во время полета экипаж перестал отвечать на запросы и в место назначения не прибыл. Организованные поиски результатов не дали. Рассматривалась версия об угоне вертолета с целью завладения ценным грузом. 24 октября 1995 г обломки вертолета, груз и останки людей были обнаружены охотником в тайге в районе ручья Макчерга на склоне сопки. Вертолет практически вертикально упал в тайгу, почти не повредив деревьев, что не позволило обнаружить место катастрофы с воздуха, хотя вертолет потерпел катастрофу точно по маршруту полета.
Расследованием установлено, что через 15 минут полета произошло самовыключение правого и переход на МГ левого двигателя. Вертолет с большой вертикальной и поступательной скоростью столкнулся с землей. Взлетная масса вертолета превышала максимально допустимую на 258кг, что при отказе двигателя могло существенно повлиять на исход полета.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
1 |
Пассажиры |
7 |
7 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-23240 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
1987 |
Заводской номер ВС |
5410246067 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Благовещенский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Златоустовск |
Пункт назначения |
Февральск |
Начальный пункт маршрута |
Златоустовск |
Конечный пункт маршрута |
Февральск |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Истинную причину АП установить не представилось возможным ввиду отсутствия средств объективного контроля на борту ВС, давности происшедшего события (от момента исчезновения вертолета до обнаружения места АП прошел почти 1 год) и отсутствия большинства вещественных доказательств.
На основании имеющихся материалов исследования элементов конструкции силовых установок, планера вертолета Ми-2 RA-23240, анализа характера разрушенных деталей, обобщения опыта эксплуатации вертолетов Ми-2, объяснительных свидетелей, очевидцев, должностных лиц, комиссия считает, что в данном полете 30.10.94 произошло самовыключение правого двигателя и уменьшение мощности до малого газа левого двигателя, что привело к потере крутящего момента на главном редукторе ВР-2 из-за отсутствия подвода мощности от двигателей, уменьшению оборотов НВ с последующим разрушением и отделением в воздухе лопастей №1 и №3 от вертолета.
Наиболее вероятной причиной самовыключения правого двигателя и перехода на режим малого газа левого явилось возможное обледенение топливных фильтров агрегатов HP - 40 ТА из-за отсутствия ПВК жидкости в топливе при наличии условий образования кристаллов льда.
Температура наружного воздуха днем была около -10°С. Наличия в топливе ПВК-жидкости, способной растворить кристаллы льда и, таким образом не допустить блокировки фильтров НР-40 ТА, исследованием ГосНИИ ГА не выявлено.
После самовыключения правого и снижения мощности левого двигателя при полете над пересеченной, покрытой лесом местностью, состояние вертолета и его систем позволяло произвести посадку на режиме самовращения несущего винта (РСНВ) на площадку, подобранную с воздуха. Однако перейти на авторотацию не представилось возможным. Обороты несущего винта снизились до величины, при которой возникли нерасчетные маховые движения лопастей НВ, приведшие к разрушению рычагов поворота лопастей №3 и №1 и последующему разрушению этих лопастей в комлевой части. Дальнейшее падение вертолета происходило беспорядочно, с большим углом на пикирование,
Все остальные разрушения конструкции вертолета получены в результате столкновения с деревьями и землей. Направление разброса обломков находится под углом 80° к линии заданного пути в сторону понижения рельефа к речке Макчерга по склону сопки крутизной 40°. Сопка покрыта густой растительностью в виде кустарника и деревьев высотой до 25 м. Отсутствие вблизи места столкновения вертолета с землей поврежденных деревьев кроме четырех, находящихся в 1,5 - 3 м до места столкновения, указывает на крутизну траектории его движения.
Степень разрушения конструкции и разброс обломков свидетельствует о значительной вертикальной и поступательной скорости вертолета перед его столкновением с землей.
Исходя из имеющихся фактов и документов, установить место заправки некондиционным топливом комиссия не смогла в связи с давностью происшедшего. В а/п Февральск, в котором, судя по объяснениям авиатехника и командира звена, производилась последняя и предыдущие заправки вертолета топливом (с 24.10 до 30.10.94), все возможности для заправки кондиционным топливом с наличием ПВК-жидкости имелись.
Расследование данного обстоятельства было затруднено также тем, что при выполнении первоначальных действий после происшествия не было принято мер по определению кондиционности заправленного топлива (пробы из ЦЗС не отбирались).
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|