|
|
|
Катастрофа Як-42Д а/к Avioimpex в Македонии |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 20 ноября 1993 г.
Время: 23:30
Страна: Македония
Место происшествия: близ Охрида
Тип ВС: Як-42Д
Регистрация ВС: RA-42390
Авиакомпания: Avioimpex
Рейс: AXX110
|
|
|
|
|
Описание |
Из-за сильного снегопада над аэропортом назначения Скопье самолет, взятый в лизинг у Саратовского авиапредприятия македонской авиакомпанией, был направлен на запасной аэродром - бывший военный аэродром Охрид. Система управления воздушным движением недавно образовавшейся после развала Югославии республики Македония была весьма устаревшей. Имелась значительная нехватка квалифицированного персонала и навигационного оборудования. Диспетчер, управлявший заходом на посадку, работал менее двух лет. Заход на посадку ночью в ПМУ производился по системе VOR/DME на ВПП 02 (со стороны Охридского озера). При этом азимутальный радиомаяк (VOR) а/п Охрид не работал. В условиях неполучения индикации работы маяка VOR и отсутствия контроля местоположения ВС относительно аэродрома по азимуту, имея информацию о позиции ВС только по дальности, экипаж вследствие непосадочного положения самолета принял решение об уходе на второй круг. Радиообмен между экипажем и диспетчером велся с нарушением установленных правил. В результате сочетания этих факторов экипаж вместо набора высоты с сохранением посадочного курса произвел правый разворот в сторону горного района, находясь на высоте ниже безопасной. Примерно в 2 км восточнее аэропорта самолет, уклонившись от линии заданного пути, столкнулся со склоном горы Вишевско-Брдо (1 204 м), полностью разрушился и частично сгорел. Единственный выживший пассажир, получивший тяжелые ранения, скончался в больнице 02.12.93.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
8 |
8 |
Пассажиры |
108 |
108 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
уход на второй круг |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Як-42Д |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-42390 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
1990 |
Заводской номер ВС |
4016557 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
AXX110 |
Категория рейса |
Чартерный пассажирский |
Авиакомпания |
Avioimpex |
Государство регистрации авиакомпании |
Македония |
Пункт вылета |
Женева |
Пункт назначения |
Скопье |
Начальный пункт маршрута |
Женева |
Конечный пункт маршрута |
Скопье |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причиной АП явилось значительное отклонение самолета от установленной схемы захода на посадку и отсутствие у экипажа информации о точном местоположении ВС по высоте в метеоусловиях, исключающих визуальный заход на посадку, при сочетании следующих факторов:
- невыполнения экипажем части предусмотренных технологических процедур, что привело к потере должного контроля за параметрами движения ВС по высоте, невозможности выполнения посадки с первого захода и невыдерживанию установленных высот полета при выполнении последующих маневров;
- отсутствия индикации сигнала VOR в кабине экипажа;
- недостаточной освещенности а/д Охрид применительно к возможности использования его в качестве запасного, что, в условиях неисправности РТО и отсутствия радиолокационного контроля и радиопеленгации, в значительной мере осложнили действия экипажа и диспетчера по контролю за местоположением ВС;
- реализацией экипажем необоснованно принятого ими решения о повторном заходе на посадку при отсутствии индикации VOR на борту, что привело к потере своего точного местонахождения;
- недооценки опасности ситуации диспетчером а/д Охрид при осознании им потери ориентировки экипажем ВС при полете в районе горного аэродрома, непринятии диспетчером всех возможных мер, позволяющих предотвратить столкновение самолета с препятствиями и дезориентации экипажа о возможности выполнения посадки в данной ситуации, выразившейся в требовании доложить получение сигнала выведенного из регламента курсового маяка («REPORT LOCALIZER ESTABLISHED»), что было воспринято экипажем, как санкционирование возможности продолжения захода на посадку.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
Фотографии
|
|
|
|