Экипаж 261 летного отряда произвел взлет в а/п Челябинск для продолжения рейса №5463 в 18:03 мск. На борту находилось 84 пассажира, в том числе 16 детей. Полет проходил на эшелоне 10 200 м. При пролете зоны ВРЦ а/п Балхаш экипаж ошибочно доложил выход из зоны за 48 км до границы ВРЦ. Диспетчер ВРЦ своевременно обнаружил и исправил ошибку.
Предпосадочная подготовка была проведена не в полном объеме: члены экипажа не доложили о готовности к снижению, не были уточнены порядок ухода на запасной аэродром, препятствия в районе аэродрома, высота первого разворота, установленная схемой, ограничительный пеленг с МКпос=51°, не определена резервная система захода.
После доклада диспетчеру РЦ о времени расчетного снижения экипаж в 19:55 получил команду о занятии высоты 5 100 м на ОПРС Акчи. После перехода на связь с диспетчером подхода а/д Алма-Ата экипаж получил местонахождение самолета – удаление 95 км с азимутом 315° - и указание следовать к третьему развороту. Инструкцией по производству полетов в районе а/д Алма-Ата такая схема входа не предусмотрена.
В 20:03 диспетчер подхода дал экипажу разрешение на занятие высоты 3 600 м. В это время экипаж следовавшего сзади самолета Ил-62 №86609 доложил пролет ОПРС Акчи на высоте 5 700 м и получил указание следовать к третьему развороту. Получив указание следовать к третьему развороту экипаж Ту-134 вместо курса 140° ошибочно взял курс 199°. Диспетчер подхода, определив ошибку, дал указание следовать с курсом 140°, а затем разрешил снижение до высоты 2 100 м. В процессе снижения, в результате допущенных экипажем Ту-134 отклонений от расчетного курса, к третьему развороту самолет Ил-62 оказался впереди самолета Ту-134.
В 20:08 диспетчер подхода изменил ранее данное указание и дал команду экипажу Ту-134 следовать на ДПРМ и разрешение на занятие высоты 1 800 м, а в 20:09 дал указание экипажу Ил-62 занять высоту 2 100 м.
В 20:10 экипаж Ту-134 получил свое место – удаление 40 км с азимутом 290° - и указание о переходе на связь с диспетчером круга, который сообщил экипажу эшелон перехода 1 800 м, давление аэродрома 703 мм рт.ст. и разрешил занять высоту 900 м на ДПРМ, а экипажу самолета Ил-62 в нарушение требований ОПП-77 указал другой эшелон перехода – 2 100 м, а затем разрешил снижение до 600 м к четвертому развороту.
В 20:12 на удалении 24 км (при боковом удалении от оси ВПП 16 км) экипаж Ту-134 получил указание правым разворотом взять курс 230°. Экипаж выключил навигационную автономную систему, оставив включенным боковой канал автопилота. В процессе разворота со средним креном 14° самолет оказался внутри прямоугольного маршрута с боковым удалением от оси ВПП 4,5 км. Определив выход самолета за пределы схемы, экипаж доложил диспетчеру круга о следовании с курсом 230° на высоте 900 м, на что получил команду взять курс 240° на высоте 900 м. При нахождении самолета за пределами схемы на удалении от ВПП 30,7 км (боковое удаление от оси ВПП 5 км) над горной местностью диспетчер круга, вопреки требованиям безопасности полета, дал команду на выполнение четвертого разворота и занятие высоты 600 м (минимальная безопасная высота полета в этом секторе установлена 4 620 м). Зная о приближении самолета к горам и не используя предоставленное НПП ГА-78 право не выполнять указания диспетчера, угрожающие безопасности полета, экипаж безрассудно приступил к выполнению разворота и снижению до 600 м. В целях контроля за местонахождением самолета диспетчер запросил у экипажа нажатие. Экипаж ответил: «129-й, даю нажатие, курс 140 градусов, 600 занял». Диспетчер дал команду продолжать разворот на курс 40°. После занятия высоты 600 м, в 20:17:02 сработала система сигнализации опасного сближения с землей (ССОС). Вместо немедленных действий по переводу самолета в набор высоты и выходу из опасной зоны экипаж пытался выяснить причину срабатывания ССОС. За 1-2 сек. до столкновения КВС предпринял запоздалую попытку перевести самолет в набор высоты, которая оказалась безрезультатной из-за недостатка времени.
В 20:17:25 самолет в полетной конфигурации, на скорости 370 км/ч, с левым креном 11-12° и углом тангажа около 14° столкнулся с западным склоном горы Долан на удалении 36 км от КТА с азимутом 232° (правее оси ВПП 1 900 м) на высоте 690 м от уровня аэродрома (1 365 м над уровнем моря). Превышение гребня горы над точкой первого касания составило 24 м. Удар о склон произошел плашмя. Самолет полностью разрушился и сгорел.
Фактическая погода на месте происшествия была: облачность 4-5 баллов кучево-дождевая высотой 3500-4000 м, верхняя граница 7000-8000 м, видимость 10 км.
|