Экипаж 350 летного отряда Мыс-Каменского ОАО выполнял транспортно-связной полет по обслуживанию Тамбейской нефтеразведочной экспедиции по маршруту: а/п Сеяха - буровая Р-88 - а/п Сабетта.
Взлет в а/п Сеяха произведен в 09:50 мск. На борту находилось 9 пассажиров заказчика и 1936 кг груза (оленьи туши - 1841 кг, и элеватор ЭКБ-41/23У - 95 кг). Полетный вес и центровка не выходили за установленные нормы. Фактическая погода на аэродроме вылета, прогнозируемая видимость и высота облачности по маршруту и пунктам посадки не препятствовали выполнению полета.
При подходе к Р-88 экипаж из-за усложнения метеоусловий принял решение следовать на а/д Сабетта.
При заходе на посадку на а/д Сабетта с МКпос=114°, в 10:32 экипаж получил фактическую погоду (видимость 2000 м, высота облачности 150 м), которая соответствовала минимуму КВС. После зависания над укатанной ВПП, где отсутствовали условия для образования снежного вихря, КВС выполнил перемещение вдоль ВПП в район перрона, не проинформировав об этом диспетчера. Переместившись на перрон, экипаж, определив возникновение затрудняющего посадку интенсивного снежного вихря, поднятого воздушной струей от несущего винта вертолета над неукатанной поверхностью перрона, выполнил уход на второй круг. Повторный заход производился на вертолетную площадку №1. Несмотря на рекомендации диспетчера о производстве посадки на ВПП по-самолетному, КВС, доложив диспетчеру о визуальном наблюдении посадочной площадки, после доворота вправо приступил к заходу на посадку. При заходе на площадку КВС отвлек внимание от пилотирования вертолета, допустил потерю скорости и преждевременное его снижение. При снижении над заснеженной поверхностью в условиях сумерек и образования снежного вихря экипаж потерял контакт с земными ориентирами, не принял своевременных мер к выходу из снежного вихря. В 10:53 мск, на расстоянии 150 м от посадочной площадки №1 вертолет с правым креном столкнулся правым и передним колесами шасси с песчаным бруствером высотой 1…1,5 м, опрокинулся на правый борт и разрушился.
Командир вертолета получил открытую черепно-мозговую травму и скончался через 2,5 часа после АП. Остальные члены экипажа и два пассажира получили ушибы.
Фактическая погода за 10:53 мск в а/п Сабетта была: ветер неустойчивый 3 м/с, видимость 2000 м, дымка, облачность 8 баллов разорванно-слоистая высотой 150 м, температура минус 18°С, давление 741 мм рт.ст. (фактическая погода влияния на авиационное происшествие не оказала).
На исход полета могло оказать влияние психологическое состояние экипажа из-за ухода на второй круг в результате попадания в условия снежного вихря над неукатанным перроном, малого остатка топлива, которое привело к поспешному решению о посадке на вертолетную площадку. Отвлечение внимания КВС от контроля за высотой полета привело к преждевременному снижению, попаданию в снежный вихрь, потере визуального контакта с ориентирами и столкновению вертолета с землей.
Выпадение снега в данном районе сопровождается ветром силой более 8…10 м/с, в результате чего образуется уплотненный снежный покров.
Выполнение тренировки при заходе на посадку по второму этапу при ветре более 6-7 м/с и отсутствие снегопада, уменьшающего интенсивность снежного вихря, могли оказать влияние на подготовленность экипажа.
|