|
|
|
Катастрофа Ми-8Т Восточно-Сибирского УГА близ Братска |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 08 июля 1986 г.
Время: 16:43
Страна: СССР
Место происшествия: Иркутская область, Братский район, г. Орехов Камень, 21 км северо-восточнее а/п Братск
Тип ВС: Ми-8Т
Регистрация ВС: СССР-22259
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Восточно-Сибирское УГА, Братский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 245 летного отряда выполнял транспортно-связной полет по маршруту Братск - Усть-Кут с последующей работой в районе Усть-Кута. На борту находилось 4 пассажира.
Прогноз погоды по району №16 с 10:45 до 17:00 предусматривал: ветер на высоте 100-1000 м 360° 30 км/ч, у земли 280° 5 м/с, видимость 3000 м, дым, ливневый дождь, облачность 8 баллов разорванно-дождевая, кучево-дождевая высотой 150 м, 10 баллов средняя, верхняя, давление 756 мм рт.ст.
Фактическая погода по маршруту: облачность 10 баллов слоисто-кучевая, слоисто-дождевая высотой от 450 м в районе устья реки Шаманка с последующим ее понижением по склону горы Орехов Камень до нижней границы 170-270 м от поверхности склона или 120-200 м от уровня ВПП а/д Братск, видимость более 10 км.
Взлет в а/п Братск произведен в 11:29 мск. После пролета контрольного ориентира экипаж не доложил о выходе из района а/д Братск и связь с ним прекратилась. Организованными поисками вертолет обнаружен на склоне горы Орехов Камень с отметкой 825 м (21 км с А=60° от а/д Братск, 56°29’СШ, 102°00’ВД) разрушенным и сгоревшим. Экипаж и пассажиры погибли. Катастрофа произошла через 14 минут после взлета, в горизонтальном полете в сложных метеоусловиях, на участке маршрута р. Шаманка - Железногорск. Вертолет столкнулся с деревьями на склоне горы на высоте 805 м. После столкновения с деревьями хвостовым винтом вертолет со снижением и левым разворотом пролетел по дуге 145 м, столкнулся с каменистым склоном горы на высоте 750 м, разрушился и сгорел.
Фактическая погода на месте происшествия - ветер северный 1 м/с, видимость более 10 км, облачность 10 баллов слоисто-кучевая, разорванно-дождевая высотой 30-50 м над местом падения вертолета, вершина горы закрыта.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
3 |
Пассажиры |
4 |
4 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-8Т |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-22259 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
31.08.1976 |
Заводской номер ВС |
6905 |
Наработка ВС (часы) |
10525 |
Наработка ВС (циклы) |
15211 |
Силовая установка |
С97201149 С98201028 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Восточно-Сибирское УГА, Братский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Братск |
Пункт назначения |
Усть-Кут |
Начальный пункт маршрута |
Братск |
Конечный пункт маршрута |
Усть-Кут |
|
Подробные сведения
Описание предшествующих событий |
8 июля по а/д Братск и району полетов МВЛ и ПАНХ была сложная метеообстановка. Дежурный командир последовательно объявлял задержку полетов до 8, 10 и 11 часов. В 10:00 экипаж вертолета приступил к предполетной подготовке, в 10:20 прошел метеоподготовку, в 10:29 дежурный штурман провел штурманский контроль с указанием экипажу безопасной высоты 920 м по приведенному давлению. В нарушение п. 5.5.12.1 и 5.5.2 НПП ГА-85 командир вертолета принял решение на вылет, а диспетчер КДП МВЛ разрешил полет по ПВП при фактической погоде ниже установленного минимума, кроме того, подписал полет на высоте 900 м, что на 20 м ниже безопасной высоты. Получив в 11:05 информацию от дежурного командира и диспетчера ПДСП об отмене полетов МВЛ из Братска, диспетчер АДП не поставил в известность руководителя полетов и не предотвратил вылет экипажа Ми-8. КВС при задержке вылета более 20 минут, в нарушение п.5.5.5 НПП ГА-85, повторного разрешения на вылет и метеоинформацию не запрашивал. |
Описание развития аварийной ситуации |
После взлета в 11:29 экипаж производил выход на контрольный ориентир левым разворотом вместо установленного схемой правого разворота и установил связь с диспетчером круга, который после выяснения, на какой высоте пойдет экипаж, разрешил полет на высоте 900 м по приведенному давлению.
В 11:39 экипаж доложил пролет контрольного ориентира на высоте 350 м. Диспетчер круга, не поняв сообщения, переспросил экипаж, который повторил сообщение, но без указания высоты пролета. Диспетчер круга, не получив доклада о высоте полета, разрешил экипажу следовать до рубежа 30 км.
После пролета контрольного ориентира экипаж взял расчетный курс 95°. В процессе дальнейшего полета экипаж допустил нарушение п.5.3.13 и 7.5.3 НПП ГА-85 в части невыдерживания установленного минимума для ПВП и безопасной высоты, в результате чего столкнулся с деревьями и потерпел катастрофу.
|
Описание выявленных причин АП |
Примечание в ИПП а/д Братск предусматривает выполнение полета по ПВП на высоте 350 м по давлению аэродрома, что не соответствует безопасной высоте. Нарушения минимума погоды по ПВП и безопасной высоты, несвоевременные действия экипажа на возврат или отворот от препятствий, пассивные действия диспетчеров УВД, сложные метеоусловия и неоправдавшийся прогноз погоды привели к возникновению аварийной ситуации в полете с последующим переходом ее в катастрофическую. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение:
Причиной катастрофы вертолета явились нарушения экипажем требований п. 5.3.13 и 7.5.3 НПП ГА-85, выразившиеся в нарушении безопасной высоты и минимума погоды при полете по ПВП в сложных метеоусловиях.
Способствующие причины: неудовлетворительное УВД вертолета, неоправдавшийся прогноз погоды, рекомендации ИПП на аэродроме Братск, допустившие полеты ниже безопасной высоты.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|