|
|
|
Катастрофа Ми-8 Дальневосточного УГА на о-ве Кунашир |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 10 января 1983 г.
Время: 16:22
Страна: СССР
Место происшествия: Сахалинская область, вулкан Тятя, о.Кунашир, Курильские о-ва
Тип ВС: Ми-8
Регистрация ВС: СССР-22171
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Дальневосточное УГА, Сахалинское ПО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 359 летного отряда Сахалинского ПО выполнял срочное санзадание по маршруту Менделеево - Южно-Курильск - мыс Докучаева и обратно для доставки врача к роженице. Взлет в а/п Менделеево произведен в 07:17 мск, с вертодрома Южно-Курильск - в 07:37 мск. На борту находились 4 служебных пассажира: врач-гинеколог и трое офицеров в/ч 34553, с целью их попутной доставки на погранзаставу, а также 50 кг почты.
Прогноз погоды по маршруту Южно-Курильск - мыс Докучаева с 05:45 до 08:45 предусматривал: полет в тылу циклона. Ветер на высотах 100-500 м - 40 км/ч 260°, на высотах 1000-1500 м - 40 км/ч 280°, у земли 280° 14 м/с, порывы 20 м/с, видимость более 10 км, облачность 6 баллов слоисто-кучевая, кучево-дождевая высотой 700 м, 7 баллов средняя, верхняя. Вершины сопок местами закрыты, кратковременный снег, видимость 5000 м, давление 746 мм рт.ст.
В 07:39:30 экипаж доложил диспетчеру а/п Менделеево о взлете в Южно-Курильске, наборе высоты 600 м и о расчетном времени посадки на мысе Докучаева в 08:15. По данным объективного контроля и показаниям свидетелей установлено, что после взлета экипаж выполнял полет по кругу в районе Южно-Курильска на высоте 300 м, о чем диспетчеру не докладывал. При следовании на мыс Докучаева экипаж фактически занял высоту 300 м, а не 600 м, как доложил, и на этой высоте следовал над морем вдоль юго-восточной береговой черты о. Кунашир. После выполнения разворота в сторону мыса Докучаева экипаж встретил ухудшенную видимость и постепенно снизился до высоты 100 м, затем снова занял высоту 300 м. Предположительно, в районе мыса Водопадный, экипаж вошел в снежный заряд большой интенсивности, снизился до 180 м, но установить визуальный контакт с земными ориентирами ему не удалось. Командир вертолета принял запоздалое решение произвести возврат на а/д Менделеево с набором высоты 350 м. По истечении трех минут полета экипаж убедился, что пройти визуально на этой высоте невозможно, и правым разворотом взял курс для выхода на северо-западное побережье о. Кунашир с набором высоты 1500 м, выделенной согласно ИПП а/д Менделеево для полетов по ПВП. После набора высоты 1500 м, считая, что находятся над морем с западной стороны о. Кунашир, экипаж левым доворотом взял курс на ДПРМ а/д Менделеево. В процессе набора высоты сильный встречный ветер экипаж не учитывал, полет по АРК не контролировал. Вследствие этого вертолет фактически оказался над островом, северо-восточнее вулкана Тятя (высота 1819 м). В 08:15:40 по УКВ-радиосвязи экипаж передал взлетевшему с а/д Менделеево самолету Ан-26 №26606, что он выходит на привод а/д Менделеево на высоте 1500 м по давлению 746 мм рт.ст., без информации об условиях полета. Диспетчер а/д Менделеево, получив от экипажа Ан-26 информацию о следовании Ми-8 на ДПРМ на высоте 1500 м, задержал Ан-26 на высоте 1200 м для предотвращения возможного опасного сближения ВС, но не потребовал от экипажа вертолета доклада об условиях полета и причине следования на высоте 1500 м вместо установленной безопасной высоты для ППП 3000 м. Получив в 08:21 через экипаж Ан-26 запрос от экипажа Ми-8 о работе радиопеленгатора, диспетчер запросил ПВО включить все имеющиеся средства контроля. Больше связи с экипажем не было.
13 января в 07:15 мск вертолет был обнаружен разрушенным на южном склоне вулкана Тятя в 67 км северо-восточнее а/д Менделеево (44°21’СШ, 146°15’ВД). Катастрофа произошла в 08:22 мск (16:22 местного времени). Место первого столкновения с горой находится на высоте 1600 м, выше на 100 м и правее на 60 м местонахождения фюзеляжа на склоне. Разброс обломков составил 200х100 м.
На месте АП найдены тела второго пилота и трех служебных пассажиров. КВС, бортмеханика и четвертого служебного пассажира, майора в/ч 34553, на месте АП не было. Проведенными поисковыми мероприятиями тело майора найдено 17 января в районе мыса Крупноярово на восточном побережье о. Кунашир, в 9,2 км с А=102° от места АП. На следующий день было найдено тело КВС - на высоте 270 м в распадке Безымянного ручья, выходящего с юго-восточного склона вулкана Тятя на мыс Рубежный. В момент катастрофы КВС и военнослужащий получили ушибы и смерть их последовала от общего переохлаждения на маршруте выхода с места АП. Бортмеханик на момент завершения расследования (7 февраля) не найден.
Фактическая погода в момент происшествия в районе ближайшего к месту АП н.п. Урвитово, по данным очевидцев: ветер 15-17 м/с, горизонтальная видимость менее 1000 м, снег, вертикальная видимость около 100 м. Истинное состояние погоды в момент происшествия установить не представилось возможным из-за неудовлетворительной освещенности в метеорологическом отношении острова Кунашир.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
3 |
Пассажиры |
4 |
4 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-8 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-22171 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
31.12.1970 |
Заводской номер ВС |
1652 |
Наработка ВС (часы) |
8531 |
Наработка ВС (циклы) |
20212 |
Силовая установка |
С99401153 С95101258 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Санитарный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Дальневосточное УГА, Сахалинское ПО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Южно-Курильск |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Менделеево (Южно-Курильск) |
Конечный пункт маршрута |
Менделеево (Южно-Курильск) |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Выводы: при встрече с метеоусловиями хуже установленного минимума экипаж не принял решение на возврат в аэропорт вылета с хорошей погодой, а продолжал полет и снижение до высоты ниже безопасной, в нарушение п.5.5.12 и 5.5.15 НПП ГА-78. При встрече с метеоусловиями хуже минимума экипаж не воспользовался рекомендациями п.8.7.14 НПП ГА-78, разрешающими в этом случае производить посадку на подобранную с воздуха площадку. Об усложнении условий полета, в нарушение п.8.1.8 НПП ГА-78, диспетчеру экипаж не доложил. Приняв решение на возврат в условиях ППП, экипаж не набрал установленной ИПП а/д Менделеево нижний безопасный эшелон 3000 м, не информировал диспетчера о решении на возврат, об условиях полета и занятии высоты 1500 м (нарушение п.5.4.2, 5.6.6 НПП ГА-78, п. 5.2.1 НШС ГА-79 и Правил фразеологии и радиообмена).
Отсутствие доклада экипажа о встрече на маршруте метеоусловий хуже минимума, об изменении маршрута и высоты полета, о переходе с ПВП на ППП и отсутствие средств контроля за полетами в районе аэродрома не позволило диспетчеру принять своевременные меры по оказанию помощи экипажу. Однако, даже наличие на аэродроме у диспетчера радиопеленгатора и обзорного радиолокатора не могло повлиять на исход полета в сложившейся ситуации из-за больших углов закрытия и отсутствия радиовидимости.
Дежурный инженер-синоптик вместо прогноза погоды по пункту посадки мыс Докучаева составил площадной прогноз погоды, включающий данный район, что является нарушением НМО ГА-73. В площадном прогнозе не предусматривалась болтанка. Прогноз погоды по маршруту Южно-Курильск - мыс Докучаева и площадной прогноз не оправдались по видимости, (затруднило экипажу навигацию), по скорости ветра, которая была на 50 км/ч больше указанной на высоте 1500 м, и по наличию опасного метеоявления - болтанки (затруднило пилотирование вертолета и отрицательно повлияло на исход полета). |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: причиной катастрофы является нарушение экипажем ПВП и продолжение полета при переходе на ППП ниже установленной для этих условий безопасной высоте.
Сопутствующей причиной явился неоправдавшийся прогноз погоды и недостаточная подготовка экипажа к навигации в данных условиях. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|