|
|
|
Катастрофа Ил-14ФКМ на ст. Молодежная, Антарктида |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 02 января 1979 г.
Время: 15:21
Страна: Государство неизвестно
Место происшествия: Антарктида, ст. Молодежная
Тип ВС: Ил-14ФКМ
Регистрация ВС: СССР-04193
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: УГАЦ, Антарктический АО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 229 летного отряда выполнял полет по перевозке участников 24-ой Советской Антарктической экспедиции. На борту находились 9 пассажиров, в том числе начальник экспедиции. Взлет производился в 15:20 мск днем с курсом 140° с ВПП ледового аэродрома на лыжном шасси. Разбег продолжался 1 000 м. После отрыва были убраны шасси. На высоте 70-80 м над местностью и на удалении 2000-2300 м от КТА самолет перешел в резкое снижение к куполу ледника с левым креном, который при столкновении с ледником достигал 60-70°. Удар произошел с курсом 90° в 15:21 на удалении 2 200 м от КТА с азимутом 130° (в 1 000 м от конца ВПП с азимутом 110° и в 500 м левее ее оси). Левая плоскость и кабина пилотов были разрушены. Фюзеляж имел гофр по всей длине и излом в районе между 16 и 21 шпангоутами. Пожара не возникло. КВС погиб на месте. Второй пилот и бортмеханик умерли в течение суток. Все пассажиры и другие члены экипажа получили ранения. Пятеро тяжелораненых эвакуированы самолетом C-130 ВВС США в госпиталь в Новой Зеландии. Бортрадист впоследствии был переправлен в Москву и скончался в больнице через несколько месяцев (по причине смерти более чем через 30 суток с момента катастрофы в числе погибших не указывается). Превышение места катастрофы над уровнем моря – 290 м.
Фактическая погода за 15:20 – облачность 10 баллов, слоисто-кучевая высотой 700 м, ветер 80° 10-11 м/с, видимость более 10 км, температура 0°С.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
5 |
3 |
Пассажиры |
9 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
набор высоты |
Установленные причины АП |
погодные условия |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ил-14ФКМ |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-04193 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
15.11.1957 |
Заводской номер ВС |
7343506 |
Наработка ВС (часы) |
19494 |
Наработка ВС (циклы) |
12705 |
Силовая установка |
Б252073213 Б252073212 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
УГАЦ, Антарктический АО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
ст. Молодежная |
Пункт назначения |
ст. Моусон |
Начальный пункт маршрута |
ст. Молодежная |
Конечный пункт маршрута |
ст. Мирный |
|
Подробные сведения
Описание развития аварийной ситуации |
По показаниям очевидцев, экипаж приступил к левому развороту, после чего произошел бросок с кренением самолета влево. Экипаж вывести самолет в нормальное положение не смог. По данным ветрового радиозондирования за 15:00 в районе аэродрома в слое от 300 до 600 м над уровнем моря (уровень аэродрома 270 м) наблюдались изменения направления ветра с высотой с 64° до 46°. С учетом направления взлета это означало, что вначале ветер был встречно-боковой, а затем – попутно-боковой. Это оказало воздействие на условия пилотирования самолетом на наборе высоты, на возникновение аварийной ситуации и крайне ограничило возможности экипажа устранить её. Скоротечность и внезапность событий затрудняли действия экипажа по выводу самолета из создавшегося положения. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: катастрофа произошла из-за неожиданного для экипажа попадания самолета в слои воздуха со сдвигом ветра, вызвавшее резкое изменение характеристик полета и создавшее аварийную ситуацию на малой высоте полета. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|