|
|
|
Катастрофа Ка-32С Мурманского ОАО Ленинградского ОГА в р-не мыса Челюскин |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 07 октября 1992 г.
Время: 16:32
Страна: Россия
Место происшествия: Красноярский край, Таймырский АО, близ мыса Челюскин, 77°43' с.ш. 104°09' в.д.
Тип ВС: Ка-32С
Регистрация ВС: RA-31016
Авиакомпания: Ленинградское объединение ГА
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж вертолета занимался разгрузкой теплохода "Иван Папанин" в условиях полярной ночи при нелетном прогнозе погоды (снег, метель низовая). Допуска к работам ночью КВС не имел. Выполняя манёвр для подцепки на внешнюю подвеску груза (бочки с ГСМ в сетке), КВС снизил вертолет до момента укладки стропов внешней подвески на палубу загрузочной площадки. В дальнейшем экипаж допустил незначительное смещение вертолета вправо, что привело к соударению нижних лопастей НВ с поднятой стрелой левого грузового крана теплохода. Вертолёт с угловой скоростью примерно 40...50 градусов в секунду резко потерял высоту, ударился о левый борт теплохода и упал около него на лёд. Погибли КВС и штурман, а также два стропальщика, находившихся на борту. Бортмеханик в момент катастрофы находился в грузовой кабине и после падения на лед сумел выбраться из горящей машины, получив ожоги открытых частей тела. Воздушное судно уничтожено пожаром.
Теплоход "Иван Папанин", спроектированный как арктический снабженец, оборудован для размещения двух вертолетов Ка-32 для разгрузки судна вне порта.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
2 |
Пассажиры |
2 |
2 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
выполнение авиаработ |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ка-32С |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-31016 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
1988 |
Заводской номер ВС |
5903 |
Наработка ВС (часы) |
1550 |
Наработка ВС (циклы) |
1648 |
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Другие авиаработы |
Авиакомпания |
Ленинградское объединение ГА |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причиной катастрофы вертолета явилось выполнение полетов неподготовленным КВС при разгрузке теплохода "Иван Папанин" с применением внешней подвески в ночных условиях, что привело к столкновению лопастей несущего винта со стрелой крана, падению на лед Карского моря и уничтожению огнем в результате пожара.
Авиационное происшествие стало возможным из-за допущенных нарушений при организации данного вида работ, вследствие сочетания следующих факторов:
- отсутствия действенного контроля со стороны командно-летного состава Мурманского авиапредприятия за работой экипажа КВС, базирующегося на борту морского судна;
- нарушения взаимодействия между членами экипажа;
- ошибочной оценки членами экипажа удаления ВС до стрелы крана при подцепке груза в режиме висения в нарушение требований РЛЭ п. 4а и 3.2.3, регламентирующих положение ВС относительно грузовой площадки и направления ветра, а также возможных особенностей освещения рабочей зоны и сопряженных с ней поверхностей при недостаточном контрасте объектов с фоном;
- взаимного невыполнения командиром вертолета и капитаном теплохода требований документов по отводу стрелы крана от погрузочно-разгрузочной площадки при взятии груза на внешнюю подвеску;
- невыполнения капитаном теплохода своих обязанностей по изучению со всеми членами экипажа ВС руководящих документов, регламентирующих безопасные условия разгрузки морских судов вертолетами;
- отсутствия единых требований в документах авиации и морского флота, регламентирующих условия взаимной безопасности при обслуживании морских судов воздушным транспортом с определением прав и ответственности каждой из сторон в зависимости от вида работ;
- отсутствия бригадира судовой бригады (выполняющего одновременно функции сигнальщика и руководителя грузовых работ), на которого возложены функции уборки всех крановых (стреловых) конструкций с грузовой площадки при приближении вертолета;
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|