|
|
|
Катастрофа Ан-2 Казахского УГА близ Борового, Кокчетавская область |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 24 мая 1974 г.
Время: 14:25
Страна: СССР
Место происшествия: Казахская ССР, Кокчетавская область, Щучинский р-н, г. Синюха, 6 км западнее н/п Боровое
Тип ВС: Ан-2П
Регистрация ВС: СССР-70351
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Казахское УГА, Кокчетавский ОАО
Рейс: К-476
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 303 летного отряда выполнял рейсы К-475/476 Кокчетав – Щучинск – Авангард – Чапаево – Павлодар и обратно. При подготовке к полету в а/п Павлодар экипаж получил прогноз погоды по маршруту и пункту посадки Чапаево с 10:35 по 15:00, предусматривавший: северная периферия циклона, облачность 5-10 баллов верхняя, средняя, 6-9 баллов слоисто-кучевая, кучево-дождевая 300-500 м, дождь, видимость 6-10 км, ветер 170-190° 30 км/ч, грозовое положение, умеренная болтанка. По пункту посадки Кокчетав с 13:00 до 16:00 – 10 баллов средняя, 6-9 баллов слоисто-кучевая 200-300 м, дождь, видимость 6-10 км, кратковременно 3-5 км, ветер 50-70° 12-15 м/с порывы 18 м/с, слабая болтанка.
В 10:45 экипаж принял решение на вылет. Полет проходил в благоприятных метеоусловиях. Посадки производились в а/п Чапаево и Авангард. После посадки в а/п Авангард в 13:40 экипаж получил указание диспетчера МДП а/п Кокчетав следовать к ним напрямую, через контрольный ориентир Донское, без посадки в Щучинске в связи с ухудшением там погоды. Магнитный курс трассы на участке Авангард – Донское составляет 287°, после Донского - 272°.
Взлет был произведен в 13:52. На борту находились 12 взрослых пассажиров и 1 ребенок двух лет. В 13:58 экипаж установил связь с диспетчером МДП а/п Кокчетав и доложил о взлете и полете на безопасной высоте. Диспетчер дал команду доложить пролет Донского, экипаж подтвердил указание. В 14:18 экипаж доложил пролет Донского и сообщил расчетное время прибытия в а/п Кокчетав – 14:48. Диспетчер дал указание следовать на безопасной высоте и на удалении 50 км установить связь с диспетчером подхода. В дальнейшем экипаж больше на связь не выходил и на запросы не отвечал.
Самолет был обнаружен на следующий день, в 08:45, в 12,5 км южнее трассы, в 6 км западнее н/п Боровое в лесу на склоне горы Синюха высотой 947 м на отметке 850 м разрушенным и сгоревшим. Все находившиеся на борту погибли.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
2 |
Пассажиры |
13 |
13 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа, ошибка служб УВД |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-2П |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-70351 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
27.09.1972 |
Заводской номер ВС |
1G141-05 |
Наработка ВС (часы) |
1350 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
К 1423684 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
К-476 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Казахское УГА, Кокчетавский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Авангард |
Пункт назначения |
Кокчетав |
Начальный пункт маршрута |
Павлодар |
Конечный пункт маршрута |
Кокчетав |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссия установила, что после взлета в а/п Авангард экипаж следовал на высоте 500-550 м по давлению а/п Авангард 731 мм рт.ст. при безопасной высоте по приведенному давлению 753 мм рт.ст. на данном участке маршрута 490 м. На участке полета Авангард – Донское экипаж встретил погоду значительно хуже предусмотренного прогнозом – облачность менее 200 м, дождь, ограниченную видимость и сильный северо-восточный ветер, при этом снос самолета составил (-10...15°). Вместо грамотного решения на возврат, так как метеоусловия не позволяли выполнять полет по ПВП, экипаж вошел в облачность и продолжал пассивный полет на приводную радиостанцию Кокчетав без учета сильного бокового ветра. Пролет Донского экипаж доложил по расчету времени. Фактически, под действием бокового ветра, самолет уклонился влево от трассы и Донское не прошел. Дальнейший полет продолжался в облаках, в сторону горного района на высоте ниже безопасной. Своего точного местоположения экипаж не знал. Столкновение со склоном горы произошло в 14:25.
Руководство движением ВС и метеообеспечение полета осуществлялись с нарушением НПП ГА-71, НМО ГА-73 и Технологии работы диспетчера МДП, что оказало существенное влияние на исход полета.
Инженер-синоптик а/п Павлодар неправильно проанализировала синоптическую обстановку, составленный прогноз погоды по маршруту не соответствовал действительности, был составлен с грубыми нарушениями требований НМО ГА-73 и не оправдался по высоте облачности, скорости ветра и видимости.
Диспетчер МДП а/п Кокчетав осуществлял УВД без использования наземных РТС и учета сложившейся метеообстановки, с нарушением технологии работы.
При расследовании вскрыты серьезные недостатки в организации летной работы в 303 ло, подготовке КВС и выполнении полетов на МВЛ и ПАНХ в Кокчетавском ОАО.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: Основной причиной катастрофы является нарушение экипажем требований НПП ГА-71, выразившееся в продолжении полета при встрече метеоусловий, не соответствующих ПВП, непринятии мер для выхода из опасного для полетов района с возвратом в пункт вылета или на запасной аэродром и незнании экипажем своего точного местонахождения.
Сопутствующими причинами являются:
1) неоправдавшийся прогноз погоды по маршруту полета;
2) пассивное руководство полетом со стороны диспетчера МДП;
3) низкий уровень организации летной работы в 303 ло, полетов на МВЛ и ПАНХ в Кокчетавском ОАО.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|