|
|
|
Катастрофа Ми-8 Казанского вертолетного завода в районе Зеленодольска |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 26 октября 2008 г.
Время: 14:06
Страна: Россия
Место происшествия: Республика Татарстан, на окраине села Новая Тура Зеленодольского района, в 150 м севернее автодороги Казань – Зеленодольск
Тип ВС: Ми-8МТВ-1
Регистрация ВС: 48691 (позывной)
Авиакомпания: ОАО 'Казанский вертолетный завод'
|
|
|
|
|
Описание |
Вертолет, принадлежащий Казанскому вертолетному заводу, выполнял испытательный полет (второй контрольный облет после выпуска с завода после переоборудования в вариант «Салон» для перевозки 13 пассажиров). На седьмой минуте полета, на удалении 15 км от аэродрома взлета, при следовании в зону в режиме горизонтального полета с приборной скоростью 234 км/ч на высоте 450 м началось самопроизвольное интенсивное кренение ВС вправо. Через 3 секунды крен достиг 52°. Анализ СОК показал, что кренение вертолета вправо происходило вследствие перемещения тарелки автомата перекоса на создание правого крена. За 4 секунды положение тарелки автомата перекоса в поперечном направлении достигло значения -3° и после задержки в этом положении в течение 1,5 секунды достигло своего максимального значения -4°.
Несмотря на то, что ручка управления в продольном канале была отклонена на себя, вертолет резко перешел на пикирование. Через 6 секунд после начала развития аварийной ситуации угол тангажа достиг 77°. К этому моменту угол крена вертолета из правого перешел в левый и достиг 44°.
Через 2 секунды после начала самопроизвольного кренения вертолета общий шаг несущего винта был уменьшен до минимального значения.
Через 4-5 секунд после начала возникновения аварийной ситуации КВС подал команду экипажу на покидание вертолета. Второй пилот покинул вертолет на высотн около 70 м, но из-за малой высоты его парашют раскрылся неполностью. Летчик ударился о землю с большой вертикальной скоростью, получив при этом значительные травмы. Неуправляемый в поперечном канале вертолет столкнулся с землей при правом крене 38°, угле тангажа на пикирование -45° с вертикальной скоростью снижения порядка 40 м/с. через 13 секунд после начала развития аварийной ситуации. ВС упало на сельскую улицу между частными жилыми домами, разрушилось и сгорело.
Остальные четыре члена экипажа погибли при столкновении вертолета с землей. Три члена экипажа выполняли полет с ненадетыми парашютами (парашюты находились на борту вертолета) и из-за дефицита времени не имели возможности воспользоваться ими.
Продольный канал управления вертолетом, канал управления общим шагом несущего и шагом рулевого винтов, а также оба двигателя были работоспособны в течение всего полета.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
4 |
3 |
Пассажиры |
1 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
отказ техники |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-8МТВ-1 |
Регистрационный номер (id) ВС |
48691 (позывной) |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
2008 |
Заводской номер ВС |
96721 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Облет ВС |
Авиакомпания |
ОАО 'Казанский вертолетный завод' |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Казань (Юдино) |
Пункт назначения |
Казань (Юдино) |
Начальный пункт маршрута |
Казань (Юдино) |
Конечный пункт маршрута |
Казань (Юдино) |
|
Подробные сведения
Выявленные при расследовании недостатки |
- в РЛЭ вертолета Ми-8МТВ-1, раздел «Особые случаи полета», отсутствует описание особого случая «Отказ системы продольного и поперечного управления вертолета». Не описаны признаки отказа и не даны рекомендации экипажу вертолета по действиям при отказе системы продольного и поперечного управления;
- экипировка экипажа не соответствовала требованиям нормативных документов, три члена экипажа выполняли полет с ненадетыми парашютами.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причиной катастрофы явился отказ системы управления вследствие рассоединения тяги черт. № 8А.5102.015 и качалки черт. № 8А 5103.005 в линии проводки поперечного управления.
В результате рассоединения качалки и тяги была нарушена кинематическая связь между ручкой продольно-поперечного управления и тарелкой автомата перекоса несущего винта, из-за чего произошла частичная потеря управляемости вертолетом, приведшая к возникновению катастрофической ситуации.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|