Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ми-8Т а/к Якутавиа в районе Тикси
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  31 января 1992 г.
Страна:  Россия
Место происшествия:  Республика Саха (Якутия), губа Буор-Хая, 100 км восточнее а/п Тикси
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  RA-24666
Авиакомпания:  Якутавиа
 


Описание
    Экипаж Тиксинского АП концерна «Якутавиа» выполнял полет по санзаданию по маршруту Тикси – Нижнеянск – Шалаурово – Нижнеянск – Тикси. В а/п Шалаурово на борт взяты 5 пассажиров. В 19:22 экипаж вылетел из а/п Нижнеянск в Тикси. В полете на высоте 1000 м, через 1 час 20 минут после вылета, произошел одновременный отказ двух двигателей. Экипаж произвел вынужденную посадку на авторотирующем несущем винте на лед губы Буор-Хая на удалении 100 км с А=88° от а/п Тикси. Посадка произведена с пробегом через передувы. Воздушное судно получило разрушение узлов крепления передней опоры шасси и левой основной пирамиды шасси, смята нижняя обшивка левого борта кабины пилотов, пробит пол кабины в районе крепления передней опоры, сломана штанга левого ПВД, обшивка хвостовой балки имеет разрыв. Оставшееся топливо в подвесных баках вылилось через разлом левого подвесного бака на снег. Экипаж и пассажиры не пострадали и были эвакуированы с места АП через 2 часа дежурным вертолетом ВВС.
    Фактические метеоусловия: ночь, ветер 3-4 м/с, температура -25°С.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 0
Пассажиры 5 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС RA-24666
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 1981
Заводской номер ВС 9815726
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Санитарный
Авиакомпания Якутавиа
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Нижнеянск
Пункт назначения Тикси
Начальный пункт маршрута Тикси
Конечный пункт маршрута Тикси


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     При расследовании установлено:
    - глушение заборников дренажа топливной системы во время хранения и стоянки вертолетов эксплуатационно-технической документацией не предусмотрено.
    - в обслуживание по периодическим формам РТО (через 50 часов налета) заложен только осмотр и очистка заборника дренажной системы вертолета по правому борту. Контроль мест возможного скопления конденсата не предусмотрен.
    - перечень работ, выполняемых на вертолетах Ми-8 после пурги, составленный согласно пункта 8.2.1 НТЭРАТ ГА-83 на основании требований регламента ТО вертолета Ми-8, также не содержит работ по обслуживанию системы дренажа топливной системы вертолета.
    - вывод заборника дренажа топливной системы на 45 мм со срезом 45° против полета находится на уровне поверхности, образованной подвесным правым топливным баком, и создает благоприятные условия для попадания в дренаж топливной системы кристаллов льда, снега, а в летнее время и воды, которые и засасываются только в одном направлении – в топливные баки вертолета.
    - колено дренажа, расположенное в гидроотсеке над панелью расходного бака, является концентратором скопления конденсата. Скопившийся конденсат при подогревах редукторного отсека стекает и замерзает в наиболее холодных участках внешней части дренажа. В данном случае ими оказались тройник дренажа расходного бака, переходной угольник на шпангоуте №12 и внешний заборник системы дренажа.
    - деформация стенок и днища мягкого расходного бака в процессе выработки топлива при полном отсутствии дренажа привела к образованию гофра на днище, удерживающего поплавок топливомера в положении, исключающем срабатывание сигнализации "Остаток 300 литров", вследствие чего экипаж не воспользовался магистралью перепуска топлива.
    Отмеченные факторы обусловили накопление льда и полную закупорку дренажа топливной системы и явились причиной полной выработки топлива из расходного бака в полете, несрабатывания сигнализации остатка 300 литров, самовыключения двигателей, приведших к авиационному происшествию.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Авиационное происшествие произошло в результате самовыключения обоих двигателей в полете из-за полной выработки топлива из расходного бака, при наличии его в подвесных баках, без срабатывания табло «Остаток 300 литров». Выработка топлива из расходного бака произошла вследствие полной закупорки льдом тройника 8АТ-6102-03 дренажа топливной системы. Накопление конденсата и образование льда до полной закупорки дренажа произошло из-за несовершенства руководящих документов, технологических указаний, не предусматривающих выполнение работ на авиационной технике по их предотвращению и недостаточного учета реальных условий эксплуатации и конструктивного несовершенства дренажа топливной системы.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации


Фотографии

 






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2025, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.