Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ан-2 а/к Мобил Авиа в районе н.п. Тамбей (п-в Ямал)
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  10 декабря 2024 г.
Время:  13:30
Страна:  Россия
Место происшествия:  Тюменская область, ЯНАО, Ямальский район, 64 км севернее н.п. Тамбей
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  RA-40418
Авиакомпания:  Мобил Авиа
 


Описание
    Экипаж выполнял транспортный рейса по маршруту п.п. Ямбург-1 – п.п. Тамбей-3 по заявке ООО «Новоуренгойская буровая компания». Взлет с посадочной площадки Ямбург-1 (на северо-западной части Тазовского п-ва) произведен в 10:25 местного времени. Перед полетом проводилась очистка самолета о снега и льда с помощью моторного подогревателя, в связи с чем вылет произведен на 25 минут позже запланированного времени. Полетный вес и центровка не выходили за установленные РЛЭ нормы. Полет проходил по ПВП. После взлета, на высоте 350-400 м по стандартному давлению, самолет вошел в облака, после чего экипаж обнаружил обледенение ВС. Обнаружив обледенение ВС, экипаж включил противообледенительную систему стекол кабины экипажа, обогрев карбюратора и продолжил полет с набором высоты 500 м, с намерением достичь верхней границы облачности и выйти из зоны обледенения.
    Из радиопереговоров на частоте сектора ПИО Салехард-Север КВС определил, что другие ВС выполняют полеты на высоте 200 м. Достигнув высоты полета около 500 м, самолет из облаков и зоны обледенения не вышел. КВС, по согласованию с диспетчером ЦПИ Салехард-Север, выполнил снижение до высоты 200 м. На этой высоте обледенение прекратилось. КВС решил продолжать полет до пункта назначения.
    Не более чем через 20 мин после взлета экипаж пресек береговую черту Обской губы и выполнял дальнейший полет над ее акваторией, наблюдая участки открытой водной поверхности. Временами полет проходил в слоисто-дождевой и слоисто-кучевой облачности.
    Установив связь с диспетчером ОВД АЦПИ Сабетта, экипаж запросил актуальный зональный прогноз погоды, а в 11:47 по согласованию с диспетчером произвел снижение до высоты 100 м. В переданной диспетчером информации о погоде не содержалось предупреждения о наличии обледенения в облаках, которое было указано в коррективе к зональному прогнозу погоды за 05:48 UTC.
    В 13:09 диспетчер передал информацию о погоде всем бортам, в которой содержалось предупреждение об умеренном обледенении в облаках. Доклада от экипажа о приеме этой информации не зарегистрировано. Вероятно, из-за полета на малой истинной высоте, влияющего на дальность радиосвязи, и обледенения антенн радиостанции экипаж её не принял.
    Экипаж обнаружил обледенение ВС. На удалении 25 км до п.п. Тамбей-3 КВС увеличил режим работы двигателя для сохранения скорости полета. На удалении около 3 км от п. п. Тамбей-3, при уменьшении приборной скорости полета до 140-150 км/ч экипаж установил сначала номинальный, а затем взлетный режим работы двигателя, постепенно увеличивая угол тангажа для сохранения высоты полета. В дальнейшем самолет перестал балансироваться в установившемся горизонтальном полете и перешел на снижение с вертикальной скоростью до 2 м/с. Экипаж предпринимал попытки уменьшить вертикальную скорость снижения, при этом возникала тенденция к дальнейшему уменьшению приборной скорости полета, наблюдались признаки приближения к сваливанию (поперечная раскачка ВС).
    На удалении около 2,5 км экипаж визуально обнаружил и опознал световые ориентиры п. п. Тамбей-3.
    В дальнейшем, из-за продолжающегося обледенения остекления кабины, экипаж потерял визуальный контакт со световыми ориентирами п. п. Тамбей-3 и земной поверхностью. Этому также способствовало снижение с положительным углом тангажа, ухудшавшее обзор из кабины вперед и на землю из-за закрытия капотом. В 13:25 в этом районе наступила полярная ночь.
    В 13:30 самолет на удалении 1238 м от п.п. Тамбей-3 и в 136 м правее посадочного курса (МКпос=335°) с повышенной вертикальной скоростью приземлился в заснеженной тундре и получил значительные повреждения. Лыжное шасси разрушилось. Пожара не было. 6 пассажиров и второй пилот невредимы, КВС получил легкую травму.
    Площадка Тамбей-3 расположена в 65 км севернее н.п. Тамбей на восточном берегу п-ва Ямал в районе побережья Обской губы, вблизи буровой платформы П-163.
    АП произошло в точке с координатами 72°01’50.7” с. ш., 072°18’12.9” в. д.
    При осмотре ВС на его поверхностях обнаружены отложения льда толщиной от 1,5 до 3,5 см.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 0
Пассажиры 6 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП МАК
Отчет о расследовании https://mak-iac.org/upload/iblock/044/b7990sk8p9ir6r7ddt14a88a1bzgy5j2/report_ra-40418.pdf


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС RA-40418
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 10.02.1987
Заводской номер ВС 1G223-44
Наработка ВС (часы) 4741
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка К16210184


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Мобил Авиа
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Авиационное происшествие с самолетом Ан-2 RA-40418 произошло ночью, в результате обледенения самолета в полете, приземления ВС вне границ посадочной площадки и его повреждения.
    Способствующими факторами явились:
    – решение КВС о входе в облака после взлета при наличии информации о прогнозируемом обледенении в них;
    – выполнение экипажем полета при фактическом обледенении ВС, в условиях, не регламентированных РЛЭ самолета Ан-2, и при отсутствии на ВС противообледенительной системы несущих поверхностей (крыла, хвостового оперения).
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2025, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.