Выполнялись лесоавиационные работы по маршруту: аэродром Сунтар – ЛП №13А (линия пожара) – аэродром Сунтар – ЛП №19А – аэродром Сунтар – ЛП №17А – аэродром Сунтар. Взлет для полета в район ЛП №13А был выполнен в 14:17 местного времени. На борту находились 4 члена экипажа, 2 служебных пассажира и около 100 кг груза. районе ЛП №13А экипаж выполнил маневрирование для осмотра пожара и места приземления. В 14:59 вертолет выполнил посадку на площадку, подобранную с воздуха. В течение двух минут, без выключения двигателей, была произведена погрузка семи пассажиров и 150 кг груза (личное снаряжение пожарных). На борту находились 4 члена экипажа, 9 служебных пассажиров и около 250 кг груза.
В 15:01, после выполнения зависания на высоте около 5 м, был выполнен взлет по-вертолетному в зоне влияния «воздушной подушки». Экипаж должен был передислоцировать группу пожарных вдоль кромки лесного пожара в район, указанный летчиком наблюдателем (южнее 15 км от места взлета). Посадка должна была выполняться по-вертолетному вне зоны влияния «воздушной подушки». После выхода в район предполагаемой посадки КВС выполнил снижение до истинной высоты около 130 м, осмотр площадки (пролет на ней) и определил место приземления. Далее был выполнен полет в направлении озера, где, со слов КВС, он определил направление и примерную скорость ветра по ряби на поверхности воды, после чего принял решение выполнять заход на посадку с курсом 100°, против ветра. В 15:09:00 вертолет вышел на посадочный курс около 100° на истинной высоте около 130 м и приборной скорости около 80 км/ч.
Снижение до истинной высоты около 40 м выполнялось с вертикальной скоростью (расчетной) 2.0...2.5 м/сек, с гашением приборной скорости до примерно 60 км/ч.
В 15:09:40, с высоты около 40 м, КВС, увеличив ОШ НВ (среднее значение 7.5°, диапазон изменения 6.9...8.3°) и угол тангажа до около 3°, сначала уменьшил вертикальную скорость, а затем, на высоте около 30 м, перевел вертолет в горизонтальный полет с уменьшением Vпут до примерно 40 км/ч. Горизонтальный полет выдерживался до 15:09:56 – момента пролета препятствий (деревья высотой до 20 м) и выхода на опушку леса. После пролета препятствий вертолет продолжил снижение. Приземление вертолета произошло с вертикальной скоростью около 2.5 м/сек, на путевой скорости около 10 км/ч. Приземление было выполнено с углом тангажа примерно 0° (на три точки).
При выполнении посадки на неплотный кочковатый, поросший кустарником высотой до 1,5 м грунт, ВС левой опорой шасси провалилось в него на 50–60 см и накренилось на левый борт, далее произошло соударение лопастей несущего винта с земной поверхностью и хвостовой балкой. После разрушения хвостовой балки вертолет развернуло влево на 70…80° вокруг левой опоры шасси, погруженной в грунт. Хвостовая балка отделилась и находилась примерно в 12 м от фюзеляжа. Вертолёт стоит с креном 30°. Координаты места АП 62°19’18.30” c. ш., 119°28’19.20” в. д.
В результате АП ВС повреждено, экипаж и пассажиры не пострадали.
|