|
|
|
Авария Ми-8АМТ а/к Ельцовка в районе Угута |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: авария
Дата: 29 августа 2022 г.
Время: 14:02
Страна: Россия
Место происшествия: Тюменская область, ХМАО, п.п. Ротор-3, 48 км юго-западнее села Угут
Тип ВС: Ми-8АМТ
Регистрация ВС: RA-22833
Авиакомпания: Ельцовка
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж выполнял перевозку грузов и пассажиров по заявке геологоразведочной компании на Унтыгейском нефтяном месторождении между разведочными скважинами Ротор-3, Ротор-6 и цехом добычи нефти и газа. В день происшествия было выполнено 3 полета. В 13:54 местного времени экипаж вылетел в четвертый полет с п.п.ЦДНГ-2 на п.п. Р-3. На борту находился груз весом 50 кг и 4 пассажира Заказчика. В 14:00:50, на удалении около 3,5 км от п.п. Р-3 КВС уменьшил общий шаг НВ и приступил к гашению скорости. Заход на посадку планировался с курсом 120°. В 14:01:43, на удалении около 1 км от площадки, экипаж приступил к снижению с дальнейшим гашением приборной скорости и правым отворотом для захода на посадку с намеченным курсом. Расчетная вертикальная скорость снижения составляла 1-2 м/с. В дальнейшем вертикальная скорость стала увеличиваться, что при приборной скорости менее 60 км/ч привело к срабатыванию сигнализации «Вертикальная скорость велика», предупреждающей об опасности попадания в режим «вихревого кольца». КВС плавно увеличил ОШ НВ, в результате чего вертикальная скорость снижения уменьшилась. При этом угол тангажа на кабрирование продолжал увеличиваться, что приводило к дальнейшему уменьшению поступательной скорости. При достижении угла тангажа 14° вертикальная скорость снижения вновь увеличилась с выдачей повторной речевой информации «Вертикальная скорость велика». КВС начал дополнительно увеличивать ОШ НВ, и попытался отклонением РЦШ уменьшить угол тангажа, достигший к этому моменту 16°. Эти действия были запоздалыми. К этому моменту вертикальная скорость снижения возросла до 5…7 м/с. Вертолет на истинной высоте 50…35 м вошел в режим «вихревого кольца».
В дальнейшем зарегистрировано уменьшение угла тангажа до 8º на пикирование и увеличение ОШ НВ до максимальных значений. В результате быстрого увеличения ОШ НВ до максимальных значений обороты НВ уменьшились до 88%. Вертикальная скорость снижения возросла до 8…11 м/с. Рост вертикальной скорости прекратился, однако запаса высоты полета было недостаточно для вывода вертолета в горизонтальный полет. В 14:02:09 с углом тангажа на пикирование 3º, вертикальной скоростью 10 м/с и при незначительной поступательной скорости вертолет столкнулся с кронами деревьев и затем с поверхностью земли на удалении около 300 м от п.п Ротор-3 (60°07’39.70” с.ш., 73°38’13.00” в.д.), 48 км юго-западнее н.п. Угут. 3 члена экипажа и 2 пассажира получили тяжелые ранения. ВС разрушено.
Разведочная скважина Ротор-3 расположена на вырубке размерами 200х200 м в лесном массиве с высотой деревьев до 30 м. Над верхушками деревьев выступает только конструкция буровой вышки. Таким образом, площадка не имеет выраженных визуальных ориентиров. В момент происшествия видимость в данном районе была ограничена из-за осадков в виде моросящего дождя и небольшого тумана. Вероятно, экипаж посадочную площадку не наблюдал. С этим может быть связано преждевременное гашение поступательной скорости вертолета для исключения пролета площадки.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
0 |
Пассажиры |
4 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-8АМТ |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-22833 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
23.05.2018 |
Заводской номер ВС |
8AMT00643177684U |
Наработка ВС (часы) |
2357 |
Наработка ВС (циклы) |
3534 |
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Ельцовка |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Авиационное происшествие с вертолетом Ми-8АМТ RA-22833 произошло из-за ошибок КВС в пилотировании при выполнении энергичного гашения скорости, приведших к росту вертикальной скорости снижения и переходу вертолета в режим «вихревое кольцо».
Недостаток высоты полета не позволил КВС вывести вертолет из снижения, что привело к столкновению с деревьями и затем с поверхностью земли.
Наиболее вероятно, авиационному происшествию способствовало локальное ухудшение видимости, не позволившее КВС своевременно визуально обнаружить малоконтрастную площадку и приведшее к отвлечению его внимания от пилотирования ВС на ее поиск.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|