Экипаж выполнял рейс ИК-95 по маршруту Иркутск – Усть-Кут. На борту находились 44 пассажира. Заход на посадку в а/п Усть-Кут выполнялся с МК=301° по ОСП, так как радиомаячная система инструментального захода на посадку СП-80М (ГРМ, КРМ) на аэродроме Усть-Кут была исключена из регламента в связи с заменой оборудования. Значения метеоминимумов в условиях захода по ОСП на а/д Усть-Кут составляют: 110/1700 м с FAF (конечной контрольной точкой захода на посадку), 210/3000 м без FAF. Такие же метеоминимумы установлены и РПП авиакомпании.
Пилотирование осуществлял второй пилот. В процессе предпосадочной подготовки фактические погодные условия а/д Усть-Кут были ниже установленного минимума для захода по ОСП с FAF и без FAF по высоте значительной облачности (90 м). Тем не менее, КВС принял решение производить заход на посадку. Уход на запасной а/д Братск или возврат в Иркутск не обсуждался.
При первом заходе на посадку экипаж выполнил уход на второй круг, со слов КВС, по причине несоответствия критериям стабилизированного захода – непосадочного положения ВС, которое вышло из облачности левее оси ВПП на 100-150 м.
Второй заход на посадку также производился при условиях фактической погоды ниже установленного минимума. Произведя повторный заход на посадку левым кругом, ВС вышло на предпосадочную прямую. Диспетчер разрешил посадку. Заход не был стабилизирован по высоте. ДПРМ был пройден на высоте 360 м вместо установленной схемой высоте 211 м. Пролет БПРМ произошел на высоте 110 м вместо установленной высоты 68 м. КВС должен был принять решение об уходе на второй круг, но заход на посадку был продолжен. Задатчик минимальной высоты снижения радиовысотомера был установлен на высоту 60 м. Выйдя из облачности на высоте около 60 м, КВС, по его показаниям0 установил устойчивый визуальный контакт с ВПП. Полоса была правее 15…20 м на удалении 500…600 м. По данным с камеры видеонаблюдения аэродрома, когда самолет вышел из облачности на высоте около 60 м, порог ВПП был уже пройден, а самолет имел боковое уклонение влево около 135 м. КВС решения об уходе на второй круг не принял. Экипаж начал производить правый доворот с креном до 15°. ВС уклонилось правее ВПП. Экипаж начал выполнять левый доворот с креном до 30° и полным отклонением руля направления влево. Приборная скорость начала интенсивно падать. КВС в 09:47:30 дал команду: «Взлетный, уходим». РУД в 09:47:31 были переведены в положение взлетного режима, руль высоты отклонен на кабрирование практически до упора. Скорость полета продолжала падать. Через 3 секунды после перевода РУД во взлетный режим левый крен, уменьшившийся до этого момента до 10°, резко увеличился до 40° при скорости полета 145 км/ч, что свидетельствует о переходе ВС в сваливание.
В 09:47:36 местного времени самолет с приборной скоростью около 130 км/ч левым полукрылом столкнулся с землей на удалении 710 м от входного порога и 17 м от правой обочины ВПП. Отъемная часть левой консоли крыла разрушилась. Самолет приземлился на правую боковую полосу безопасности ВПП 30 под углом к оси ВПП с вертикальной перегрузкой около 2,6g. Носовая стойка шасси была подломлена. Продолжив движение по земле, самолет на удалении 130 м от места первого касания выехал на ИВПП под углом около 20° к ее осевой линии. Далее движение продолжалось по ИВПП с уклонением влево. Через 1000 м самолет кратковременно выехал на левую обочину колесами основной стойки шасси и через 30 м вернулся на искусственное покрытие ВПП. Еще через 50 м ВС остановилось на ИВПП на удалении 90 м до выходного торца ВПП 30 и левее ее осевой линии на 12 м. Пассажиры и члены экипажа не пострадали.
Фактические погодные условия на аэродроме Усть-Кут в 01:48 UTC (магнитный курс посадки 301°): ветер у земли 240° - 04 м/с, порывы 07 м/с, видимость 4400 м, слабый ливневой дождь, дымка, облачность значительная с высотой нижней границы 70 м, сплошная кучево-дождевая с высотой нижней границы 300 м, температура воздуха +09 °С, температура точки росы +08 °С, атмосферное давление QNH 1004 гПа, QFE 696 мм рт. ст./928 гПа, ВПП мокрая местами покрыто водой 51-100% высотой менее 2 мм, коэффициент сцепления 0.55.
|