Экипаж выполнял регулярный пассажирский рейс СЛ 51 из а/п Иркутск на п.п. Казачинск. На борту находилось 14 пассажиров и 153 кг багажа. Рейс СЛ 51 по расписанию выполняется в дневное время (вылет в 14:35 местного времени). В день происшествия он был задержан на несколько часов. Вылет произведен ночью. Посадочная площадка Казачинск предназначена для полетов только по ПВП, радиотехническими средствами не оборудована, схем захода на посадку по приборам не имеет. На площадке имеется комплект несертифицированного светосигнального оборудования. Высота площадки 356 м над уровнем моря.
Прогноз погоды по району п.п. Казачинск с 12:00 до 18:00 UTC предусматривал: видимость у земли в период с 14:00 до 18:00 – локально 500 м, туман в низинах. Облачность редкая кучево-дождевая с высотой нижней границы 450 м, верхней границы выше 3000 м над уровнем земли, в облаках умеренное обледенение, ветер у земли 180° 3 м/с. С 14:00 до 18:00 локально разбросанная слоистая облачность с высотой нижней границы 100 м, верхней границы 300 м над уровнем земли.
При подлете к посадочной площадке Казачинск экипаж отметил наличие тумана. Руководство по производству полетов авиакомпании не содержит данные о метеоминимумах для захода на посадку в ночное время на п. п. Казачинск. В аэронавигационном паспорте п.п. Казачинск метеоминимум для захода на посадку составляет 300х4000 м. В дальнейшем пилоты выполнили два захода на посадку с МК=40° с последующими уходами на второй круг. Видимость при этих заходах была менее 1000 м, что ниже установленного в АНППП метеоминимума. Решения о возврате в а/п Иркутск или об уходе на запасной а/д Усть-Кут КВС не принял. Оба захода на посадку выполнялись с включенным автопилотом, с выпущенными шасси и убранными закрылками. Первый уход на второй круг произведен с истинной высоты около 100 м, второй - с высоты 7 м. При втором заходе на посадку бортовым параметрическим самописцем зафиксированы разовые предупреждающие команды системы EGPWS, но звуковые сигналы этой системы на записи речевого самописца отсутствуют. При выполнении уходов на второй круг автопилот отключался, конфигурация самолета не менялась. Третий заход на посадку выполнялся с МК=220° методом отворота на расчетный угол, с последующим правым доворотом и выходом на посадочный курс ВПП 22. После набора высоты около 450 м над уровнем ВПП заход на посадку выполнялся с включенным автопилотом, выпущенными шасси и убранными закрылками. На конечном участке захода на посадку самолет находился значительно правее продолженной оси ВПП. Экипаж контролировал положение самолета по удалению и высоте. По докладу второго пилота, на удалении 3,5 км от ВПП высота составляла 50 м. Визуальный контакт с ВПП и наземными ориентирами установлен не был, но экипаж продолжал снижаться.
В 14:51:48 UTC (22:51 местного времени) самолет с отклонением вправо от посадочного курса около 1100 м столкнулся с деревьями на склоне сопки в 3,8 км севернее КТА п.п. Казачинск (3 км от торца ВПП 22) на высоте 420 м над уровнем моря (63 м над уровнем торца ВПП 22), упал в лес и полностью разрушился. Пожара не было. Разброс обломков составил 100х25 м. Второй пилот и 3 пассажира погибли. Остальные пассажиры и КВС получили серьезные ранения. За 4 секунды до столкновения с препятствиями параметрическим регистратором зафиксирована предупреждающая разовая команда системы EGPWS, но на записи звукового самописца ее не слышно (причина этого точно не установлена). За 1 секунду до столкновения с деревьями зафиксированы действия экипажа по переводу самолета в набор высоты. Координаты места АП: 56°18’45.00” СШ, 107°35’03.90” ВД.
Фактическая погода п.п. Казачинск за 15:00 UTC – тихо, облачность отсутствует, видимость не определена (в ГМС Казачинское отсутствует возможность ее определения в ночное время). Минимум КВС по ПВП 200х3000 м. Общий налет КВС 5623 часа, в том числе на Л-410 5606 часов. Общий налет второго пилота 1385 часов, в том числе на Л-410 693 часа.
Для навигации экипаж использовал два приемника GPS. В приемнике КВС, осуществлявшего пилотирование при заходах на посадку на п.п. Казачинск, положение пользовательских точек не соответствовало фактическим координатам торцов ВПП и КТА. Точка KZ22, на которую, по показаниям КВС, осуществлялась навигация и соответствующая торцу ВПП 22, расположена на удалении 420 м от торца ВПП 22 и правее продолженной оси ВПП на 260 м. Координаты точки UITK, соответствующей КТА, также отличаются от фактических. В приемнике GPS второго пилота точка KZ22 отсутствует, а координаты торца ВПП 04 и КТА также отличаются от фактических. Смещение точки KZ22 в приемнике GPS командира ВС вправо при осуществлении навигации по этой точке привело к тому, что весь заход на посадку на конечном участке выполнялся правее продолженной оси ВПП 22.
|