Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 а/к Феникс в районе Кырена
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  19 июля 2020 г.
Время:  20:26
Страна:  Россия
Место происшествия:  Республика Бурятия, Окинский район, 27 км северо-западнее Кырена
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  RA-71276
Авиакомпания:  Феникс
 


Описание
    Самолет вылетел с а/д Кырен около 18:50 местного времени. На борту находились 3 командира экипажей и второй пилот других самолетов Ан-2. Целью полета было их ознакомление с районом запланированных авиахимработ по обработке участков тайги от шелкопряда. КВС Ан-2 RA-71276 в прошлом году выполнял АХР в этой местности, поэтому был знаком с районом полетов и их условиями. Полет первоначально был запланирован на 20 июля. 19 июля экипаж совместно с ИТС занимался подготовкой к полетам, установкой и отладкой химаппаратуры. После завершения этих работ было принято решение выполнить ознакомительный полет вечером 19 июля.
    Полет проходил над горно-таежной местностью над территорией районов Республики Бурятия и Иркутской области, имеющей сложный рельеф. В аэропорт вылета самолет не вернулся. Организованные поиски результатов не дали. Самолет пропал без вести.
    24 июля 2021 г группой туристов обломки пропавшего самолета обнаружены на скалистом склоне перевала Байконур (в верховьях рек Правая и Левая Билюты) горного хребта Тункинские Гольцы на высоте 2780 м. Прибывшей на место катастрофы следственной группой найдены останки всех шести служебных пассажиров и членов экипажа самолета. Место катастрофы находится в Окинском районе Республики Бурятия на удалении около 27 км северо-западнее а/д Кырен (51°55’07.50” СШ, 101°58’24.60” ВД). Самолет полностью разрушен и частично сгорел. Катастрофа произошла около 20:26 местного времени в обратном полете на а/д Кырен. Самолет должен был вернуться на а/д Кырен к 21:00 (до захода солнца и наступления темноты). Место катастрофы находилось на значительном удалении от установленного в обход горного района маршрута полета к району АХР и обратно. КВС решил спрямить обратный маршрут и выполнять полет на а/д Кырен через горы. Причину этого решения комиссии установить не удалось. Запас топлива на борту и наличие достаточного светлого времени суток позволяло экипажу вернуться на аэродром по установленному маршруту. Возможной причиной такого решения явилась усталость экипажа, отработавшего в день происшествия более 12 часов, и желание быстрее завершить полет.
    Экипаж выполнял полет по ПВП под нижней границей облачности. Вершины гор был закрыты облачностью. Направление полета, вероятно, выбиралось экипажем по условиям возможности продолжать его визуально. На заключительном этапе полета он выполнялся вдоль ущелья реки Билюты. По направлению полета ущелье делает резкий поворот вправо на угол более 90°. Практически перпендикулярно направлению полета самолета располагался отрог хребта, высота которого составляла от 2863 до 3010 м. Возможно, продолжая полет вдоль русла Билюты в сторону повышения рельефа местности, экипаж попал в условия полета с ограниченной видимостью (в облачность) и продолжил выполнение полета с прежним курсом. При полете в условиях ограниченной видимости, не набрав высоту, необходимую для преодоления перевала, самолет столкнулся со склоном горы. На исход полета могла также оказать ветровая обстановка в данном районе, характеризующаяся возможным образованием нисходящих воздушных потоков и роторов. Не исключено, что экипаж не учел возможность попадания в нисходящие воздушные потоки. Это могло привести к потере высоты и столкновению со склоном горы.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 4 4
На земле   0
Всего погибших 6


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании https://mak-iac.org/upload/iblock/e04/8jwyrt263ncryzde8qskhct5syqbhsfw/report_ra-71276.pdf


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС RA-71276
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 19.04.1984
Заводской номер ВС 1G207-47
Наработка ВС (часы) 7382
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка К1616949


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Аэровизуальный
Авиакомпания Феникс
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Кырен
Пункт назначения Кырен
Начальный пункт маршрута Кырен
Конечный пункт маршрута Кырен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Авиационное происшествие с самолетом Ан-2 RA-71276 произошло в результате столкновения с горой на высоте 2780 м над уровнем моря перпендикулярно направлению хребта при его минимальной высоте 2960 м. Причиной столкновения со склоном горы, наиболее вероятно, явилось выполнение полета на высоте ниже безопасной в условиях ограниченной видимости и закрытия вершин гор облаками.
    Способствующими факторами могли явиться:
    - принятие решения экипажем ВС на выполнение полета в горной местности при прогнозируемом закрытии гор облачностью и сложной ветровой обстановке;
    - принятие решения экипажем ВС о выполнении возврата на посадочную площадку через горный массив по неизученному и не использовавшемуся ранее маршруту;
    - оперативная усталость (утомление) экипажа из-за значительной продолжительности рабочего времени в день АП (более 12 часов);
    - попадание ВС под воздействие нисходящих воздушных потоков на подветренной стороне горного склона.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.