Экипаж 138 летного отряда произвел взлет в а/п Северомуйск в 09:41 мск (14:41 мест. вр.). На борту находились 44 пассажира (из них два неоформленных), в том числе 13 детей. Взлетная масса превышала допустимую на 186 кг, центровка самолета не выходила за установленные пределы.
Из-за закрытия аэропорта Нижнеангарска по метеоусловиям предусмотренная расписанием посадка была отменена и экипаж продолжил полет до аэропорта МВЛ Усть-Баргузин на эшелоне 3 600 м. Фактическая погода в а/п Усть-Баргузин при взлете: облачность 10/6 средняя, кучево-дождевая 1 000 м, видимость 10 км, ветер 290°, 5 м/с. Воздушная и метеорологическая обстановка по маршруту полета и аэродрому посадки соответствовала уровню подготовки КВС.
В 10:30 экипаж доложил пролет Ангаракана, в 10:41 перешел на связь с ВРДП Улан-Удэ. Контроль полета по обзорному локатору и радиопеленгатору не осуществлялся из-за большого удаления. Экипаж самолетовождение осуществлял пассивно, не используя в комплексе радиотехнические средства, которые соответствовали техническим требованиям (кроме радиопеленгатора в а/п Усть-Баргузин). На участке полета Ангаракан – Усть-Баргузин фактический ветер на высоте 3 600 м был с МК=200-220° и скоростью 25-30 км/ч вместо прогнозируемых 250° и 50 км/ч.
В 11:02 для уточнения своего местонахождения, в нарушение правил ведения радиообмена, экипаж перешел под управление диспетчера КДП МВЛ а/п Усть-Баргузин, не дойдя до рубежа приема-передачи УВД 75-80 км и не доложив об этом диспетчеру ВРДП Улан-Удэ. После установки связи экипаж не сообщил диспетчеру а/п Усть-Баргузин свое местонахождение, а диспетчер, не уточнив его, передал условия подхода, фактическую погоду и информировал, что радиопеленгатор аэропорта работает неустойчиво. Фактическая погода соответствовала минимуму аэродрома при полетах по ППП.
Вследствие пассивного самолетовождения на участке маршрута Ангаракан - Усть-Баргузин к началу снижения самолет уклонился вправо от линии заданного пути на 32 км.
В 11:16 экипаж приступил к снижению с 3 600 до 2 700 м по разрешению диспетчера, получив обратный пеленг 150°. В 11:18 экипаж доложил высоту 2 700 м и переход на визуальный полет, запросив разрешение на визуальный заход на посадку. Диспетчер КДП МВЛ, в нарушение п.7.8.5 НПП ГА-78 не проконтролировав местонахождение самолета, разрешил экипажу визуально выйти на траверз ОПРС со снижением до 1 400 м по давлению аэродрома с дальнейшим снижением до 400 м к третьему развороту. В 11:21 экипаж подтвердил получение.
Выполняя полет вне видимости земли, не зная своего точного местонахождения, экипаж в нарушение требований пп. 5.5.12, 5.5.15 и 8.12.9.4 НПП ГА-78 безрассудно продолжал снижение. При выходе на визуальный полет он принял берег полуострова Святой Нос за берег материка и приступил к выполнению левого разворота, ошибочно считая, что находится на траверзе ОПРС а/п Усть-Баргузин.
В 11:22 самолет столкнулся со склоном горы на п-ве Святой Нос на удалении 31 км от аэропорта Усть-Баргузин с азимутом 326° и в 21 км правее линии заданного пути на высоте 1 250 м (785 м над уровнем аэродрома). Крутизна покрытого лесом склона составляет около 40°. При столкновении с ним самолет полностью разрушился и сгорел. Максимальная длина разброса обломков – 80 м. Столкновение произошло в левом развороте с левым креном до 10° при угле наклона траектории 2-3° в точке с координатами 53°37’ СШ 108°44’ ВД. Максимальное превышение местности над уровнем моря - 1 877 м.
Фактическая погода в а/п Усть-Баргузин на 11:20 мск – облачность 10/8 кучево-дождевая 800 м, средняя. Осадки, видимость 5 км, ветер 270° 5 м/с с порывами до 8 м/с. Горы севернее и северо-западнее закрыты облаками и осадками. Гидрометеостанция на п-ве Святой Нос в 11:20 мск отметила фактическую погоду: облачность 10/10 баллов, туман, небо не видно, видимость 500 м, тихо, горы закрыты.
Диспетчер КДП МВЛ а/п Усть-Баргузин не смог своевременно предупредить отклонение ВС от заданного маршрута из-за неустойчивых показаний радиопеленгатора АРП-6. Работа приводных радиостанций в аэропортах Усть-Баргузин и Ангаракан позволяла экипажу, используя АРК-5 в сочетании с показаниями ГПК, выйти на ОПРС а/п Усть-Баргузин, не уклоняясь за пределы трассы. Ввиду практически полного уничтожения радиокомпасов АРК-5 невозможно установить их работоспособность. Но, учитывая характер возможных отказов и отсутствие претензий со стороны экипажа, наиболее вероятно, что радиокомпасы работали исправно.
|