|
|
|
Авария С-47 Управления Полярной авиации ГУСМП в районе Якутска |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: авария
Дата: 21 ноября 1946 г.
Страна: СССР
Место происшествия: Якутская АССР, район Якутска
Тип ВС: Douglas C-47
Регистрация ВС: СССР-Н424
Авиакомпания: Управление полярной авиации Главного управления Севморпути
|
|
|
|
|
Описание |
Для выполнения транспортных перевозок Северо-Якутского речного пароходства в октябре 1946 года командованием Московской авиагруппы был выделен самолёт С-47 Н-424 с экипажем.
1 ноября 1946 г. состоялся вылет из Москвы самолёта С-47 Н-424 в Якутск, куда он благополучно и прибыл. В период с 1 по 20 ноября самолет налетал 44 часа. В Якутском аэропорту под руководством сменного инженера были выполнены 25-тичасовые регламентные работы.
21 ноября в 03:08 мск командир корабля, имея на борту самолёта 13 пассажиров и 700 кг груза, вылетел из Якутска в Красноярск. Общий полетный вес самолёта составлял 13 100 кг.
После вылета было обнаружено, что шасси не убрались, и только после второй попытки они убрались почти полностью, но на замки не встали. Ненормальная работа гидросистемы, когда не убирались шасси и происходил самопроизвольный их выпуск, наблюдались и раньше. Так, в формуляре самолёта от 6 июля 1946 г. и в дефектной ведомости от 19 июля 1946 г. имелись записи с указанием на самопроизвольный выпуск шасси.
Через 30–35 минут полета на левом моторе уменьшились обороты до 2 000 об/мин, и бортмеханик, дав полностью подогрев карбюраторам обоих моторов, перевел сектора качества смеси на «автобогатую». Все эти действия бортмеханика ни к чему не привели, обороты мотора продолжали падать.
Командир корабля, убедившись в полной сдаче мотора, приказал бортмеханику переходить на одномоторный полёт. Двухкратная попытка бортмеханика поставить винт левого мотора во флюгерное положение окончилась неудачей – винт во флюгер не встал. Весь переход на одномоторный полёт выразился в том, что бортмеханик, дав сектор газа правого мотора до отказа, довел наддув до 41 дюйма, не выключив подогрев карбюратора и не увеличив обороты, что привело к значительной потере мощности правого мотора. Кран переключения гидропомп остался в обычном положении и никто из находившихся в кабине не догадался переключить гидросистему на питание от правой гидропомпы, в результате чего шасси самопроизвольно вышли, и самолёт с 700 м стал резко терять высоту. Посадку командир корабля вынужден был производить на лес. С момента касания самолётом верхушек деревьев и до окончательной остановки на земле самолет прошел 200 м, сбив 26 деревьев диаметром до 40 см. Выключение моторов перед посадкой произвел аварийным контактом сам командир корабля, а бензобаки остались не перекрыты.
Бортмеханик, видя, что самолет садится на лес, спасая собственную жизнь, позорно бросил свое место в кабине и убежал в хвост.
В результате посадки на лес самолет и правый мотор разбиты на 100 %, а левый мотор получил незначительные повреждения и был аварийной комиссией разобран на предмет определения причины отказа в работе.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
6 |
0 |
Пассажиры |
13 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
авария |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Douglas C-47 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Н424 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
|
Заводской номер ВС |
|
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Управление полярной авиации Главного управления Севморпути |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Якутск |
Пункт назначения |
Красноярск |
Начальный пункт маршрута |
Якутск |
Конечный пункт маршрута |
Красноярск |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причины аварии:
1. Неграмотная эксплуатация правого мотора и самолета при полёте на одном моторе, выразившаяся в том, что:
а). Одномоторный полёт осуществлялся на повышенном РК без увеличения оборотов и с включенным подогревом карбюратора, что не позволило снять потребную мощность для полета на одном моторе;
б). Непереключение питания гидросистемы на правую гидропомпу, в результате чего самопроизвольно вышли шасси;
2. Неисправность системы флюгирования левого мотора, в результате которой винт левого мотора не встал во флюгерное положение;
3. Выпуск самолета из Москвы с дефектами в работе гидросистемы;
4. Плохая организация полёта в Московской авиагруппе, выразившаяся в комплектовании экипажа из лиц, не имевших достаточного опыта полета на одном моторе.
Осмотром левого мотора и испытанием его агрегатов, произведенным аварийной комиссией, не обнаружено каких-либо отклонений от нормы и причина отказа мотора осталась не ясной.
Виновники аварии:
1. Бортмеханик, который:
а). При приёме самолёта и в дальнейшей эксплуатации его ни разу не проверил систему флюгирования винтов;
б). Не изучил по формулярам работу матчасти, где имелись указания на самопроизвольное выпадание шасси, и не устранил ненормальности в работе гидросистемы;
в). Не знал режима полёта на одном моторе, что привело к неправильному использованию мощности мотора;
г). Не переключил питания гидросистемы на правый мотор, в результате чего выпали шасси;
д). После перехода самолёта на резкое снижение не попытался выяснить причину этого и увеличить мощность правого мотора, а оставил свое место в кабине и позорно убежал в хвост самолёта, спасая только свою жизнь;
2. Командир самолёта, который проявил излишнюю доверчивость к действиям бортмеханика, положившись полностью на него при полёте на одном моторе. Кроме того, командир корабля не проявил настойчивой требовательности по приведению гидросистемы в нормально действующее состояние;
3. Главный инженер Московской авиагруппы, выпустивший в ответственный и длительный полёт самолёт С-47 Н-424 с недостаточно надежной работой гидросистемы, без твердых знаний материальной части самолета С-47 и правил технической эксплуатации его;
4. Командование Московской авиагруппы, допустившее в состав экипажа лиц без достаточной их проверки в знании и умении правильно действовать при полёте на одном моторе.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|