Экипаж вертолета выполнял полет по заявке Сибирского научно-исследовательского института геологии, геофизики и минерального сырья (СНИИГГиМС) для перевозки (вывозки) геологов и груза с геоточки в Усть-Кут.
Зональный прогноз по району №3 иркутского РПИ для полетов ниже эшелона 150 с 00 ч 00 мин до 06 ч 00 мин (UTC) предусматривал: видимость более 10 км, с 00 ч 00 мин до 03 ч 00 мин локально видимость 500 м, туман в долинах, низинах, горы закрыты облаками, облачность - редкие кучево-дождевые, нижняя граница 2100 м, верхняя граница выше 4500 м над средним уровнем моря, турбулентность - умеренная от уровня земли до эшелона 150, ветер у земли 340° - 12 м/с, температура +18 °С, на высоте 1500 м ветер 350° - 08 м/с, температура +10 °С, уровень замерзания - 2000 м над средним уровнем моря, минимальное QNH 757 мм. рт. ст.
Прогноз погоды соответствовал ПВП и на основании него КВС принял решение на вылет. Вылет из а/п Усть-Кут в точку с координатами 54°49’55.4” с.ш. 108°41'11.2” в.д. произведен в 11:01 местного времени. Пассажиров и груза на борту не было.
Во время выполнения задания связь с экипажем прекратилась. На следующий день вертолет обнаружен в горно-таежной местности в Казачинско-Ленском районе Иркутской области (54°50'19.68” с.ш. 108°40’48.6” в.д.). Разрушенный вертолет находится на дне каменистого горного распадка на правом борту. Экипаж погиб. Пожара не было. Место катастрофы находится на удалении 125 м с азимутом 208° от Нижнеангарска (291 км с азимутом 142° от аэропорта вылета Усть-Кут).
При снижении вдоль ущелья для захода на посадку на площадку, расположенную на берегу небольшого безымянного озера с отметкой уреза воды 1367,8 м, вертолет несущим винтом и правым бортом столкнулся со склоном горы. Экипаж погиб. Вертолет полностью разрушен. Пожара не было. Место АП находится на высоте 1367 м над уровнем моря примерно в 700 м от намеченного места посадки.
На месте происшествия погодные условия не соответствовали прогнозируемым по району №3 (видимость менее 1000 м, облачность сплошная высотой менее 50 м над поверхностью земли, временами с опусканием нижней границы до поверхности земли). Таким образом зональный прогноз погоды по району №3 с 0:00 до 06:00 не оправдался. Этому способствовало то, что существующая сеть метеорологических станций не обеспечила полноту и качество метеоинформации по району полетов. Ближайшая к месту АП метеостанция находится в 77 км. Вследствие высокогорья и близости озера Байкал метеоусловия в этом районе носят локальный характер и могут отличаться от метеоусловий на ближайших метеостанциях.
При расследовании установлено:
До 12:14, до входа в предгорья Байкальского хребта, полет по маршруту проходил штатно. Далее, по расшифровке параметрического регистратора, полет проходил на высотах ниже безопасной высоты, что, вероятно, было связанно с наличием облачности вдоль хребта и ухудшением визуальных условий полета.
С 12:14 до 12:23, после входа в горы и в процессе полета по ущельям, происходило постоянное понижение истинной высоты полета и снижение приборной скорости ВС. Наиболее вероятно, в 12:23 вертолет подошел к зоне с ухудшением видимости. Ухудшение, наиболее вероятно, было связано с понижением нижней границы облачности. Чтобы сохранить контакт с наземными ориентирами, экипаж продолжал снижение. С 12:23:25 полет проходил на истинной высоте менее 100 м. Приблизительно в это же время началось снижение приборной скорости менее 100 км/ч.
В 12:23:33 вертолет вошел в ущелье, в котором произошло АП. До места посадки оставалось около 4 км. В 12:23:39, при входе в ущелье, второй пилот, оценив метеоусловия, спросил КВС о решении (разворачиваться или продолжать полет по ущелью к месту намеченной посадки). КВС, в нарушение требований ФАП-128, решил продолжить полет к месту посадки при метеоусловиях ниже ПВП. Мотивацией для продолжения полета в условиях ниже ПВП было небольшое расстояние до места посадки, которое экипаж предполагал пройти на перемещении (на малой высоте и с малой скоростью) и принял это решение за 2 км до места посадки, когда наземные ориентиры были еще видны.
В 12:27:40, окончательно потеряв контакт с наземными ориентирами, КВС в 700 м от посадочной площадки геологов принял запоздалое решение прекратить заход на посадку и вывести вертолет в зону метеоусловий, соответствующих ПВП. Для этого он начал правый разворот. Ширина ущелья в этом районе не обеспечивала безопасный разворот. В процессе разворота вертолета зафиксированы значительные изменения значений крена и тангажа за короткий промежуток времени, что свидетельствует о потере КВС пространственной ориентировки (или не перешел на полет по ППП, или не справился с техникой пилотирования по приборам). Задатчик радиовысотомера (индекс «Опасная высота») не выставлялся и находился за пределами нулевого показания. Бортмеханик до момента столкновения с землей докладывал значения высоты и скорости.
В 12:28:19 произошло столкновение вертолета правым бортом и лопастями НВ со склоном горы. в момент удара вертолета о земную поверхность правый крен составлял около 25° тангаж на пикирование – около 45° а приборная скорость – около 220 км/ч.
|