Экипаж выполнял рейс по маршруту Абакан – Челябинск – Москва. После вылета из а/п Челябинск на борту находилось 164 взрослых пассажира и 11 детей. В Московской воздушной зоне экипаж приступил к снижению с эшелона полета по трассе. В районе ОПРС Марьино, на высоте 3600 м, при обходе грозового очага самолет попал в зону ливневых осадков, сопровождающихся обледенением. При вылете из аэропорта Челябинск обогрев приемников полного давления экипажем не включался. В результате, при входе в зону обледенения произошло обмерзание ППД и падение показаний приборной скорости до нуля. Экипаж перевел самолет в крутое снижение с увеличением режима работы двигателей до взлетного. Затем самолет был выведен в горизонтальный полет на высоте 800 метров. При этом вертикальная скорость снижения достигла до 100 м/с, вертикальная перегрузка составила 3.2 единицы, расчетная приборная скорость 813 км/ч.
В дальнейшем экипаж произвел заход по схеме и посадку в аэропорту Домодедово. Экипаж и пассажиры не пострадали. Вследствие значительного превышения максимально допустимых значений скорости полета и вертикальной перегрузки основные силовые элементы планера получили остаточную деформацию.
Экипаж о происшествии не доложил. Деформация элементов силового набора была обнаружена техническим составом при подготовке самолета в обратный рейс.
В период 15-16 часов погода в МВЗ и на аэродромах Московского аэоузла определялась малоградиентной областью пониженного давления с прохождением размытого фронта окклюзии по линии Шереметьево-Внуково и далее к югу и юго-западу. По востоку зоны фронта отмечалась 4-6 баллов мощно-кучевая, кучево-дождевая облачность, высотой 1000-1500 м, с верхней границей до 3-5 км. В слое облачности с высоты 2500 м до 4000 м сильное обледенение. В кучево-дождевых облаках - сильная турбулентность, электризация.
О наличии засветок в МВЗ в районе Марьино экипаж был предупрежден диспетчерами службы УВД с рекомендацией обхода их южнее.
При расследовании установлено, что перед взлетом в а/п Челябинск штурман экипажа, в нарушение РЛЭ и Технологии работы, не включил обогрев ППД, а второй пилот не проконтролировал его включение.
При попадании в зону обледенения и уменьшении показаний указателей скорости на снижении самолета экипаж не проверил включение и исправность обогрева ППД и не выполнил рекомендации РЛЭ в части сохранения установленного режима работы двигателей и контроля выдерживания заданного режима полета по другим приборам (авиагоризонту, вариометру, доплеровскому измерителю путевой скорости).
Второй пилот, пилотировавший самолет, о своих действиях и изменении показаний приборной скорости экипаж не информировал. Обнаружив ненормальные показания приборной скорости, КВС принял неправильное решение перевести самолет в крутое снижение с выдачей взлетного режима работы двигателей (для разгона мнимого уменьшения скорости). В процессе крутого снижения фактическая скорость значительно превысила эксплуатационные значения. При выводе самолета из снижения КВС создал нерасчетную перегрузку 3,2 ед.
Кратковременное уменьшение значений приборной скорости по штатным указателям явилось следствием закупорки всех трех приемников полного давления в условиях обледенения по причине не включения их обогрева экипажем.
|