|
|
|
Катастрофа П-5 1-й авиашколы ГВФ в районе а/д Ольгинская |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 09 июля 1937 г.
Страна: СССР
Место происшествия: Ростовская область, район х. Хомутовская
Тип ВС: П-5
Регистрация ВС: СССР-Ш630
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: 1-я авиашкола ГВФ
|
|
|
|
|
Описание |
С 14:00 звено 2-й эскадрильи 1-й Краснознаменной авиашколы ГВФ в составе шести самолетов П-5 под руководством командира звена производили учебные полеты по 12-й задаче КУЛП, часть II (слепые полеты) с Ольгинского аэродрома. С 6-й группой, сформированной командиром звена из числа курсантов основных групп, было поручено летать резервному инструктору Феоктистову на самолете П-5 Ш-630. Закончив полеты с группой за 20 минут до конца полетов, Феоктистов попросил у командира звена полет в зону для личной тренировки. Тот, не дав конкретного задания, разрешил полет, ограничив время полета 15-18 минутами. Феоктистов, взяв в качестве пассажира в заднюю кабину курсанта своей группы, в 19:05 вылетел в зону. Набрав высоту 1000-1200 м, Феоктистов сделал несколько глубоких виражей и 3-4 петли. При выходе из последней петли на высоте около 800 м Феоктистов, пытаясь сделать левый переворот, свалился в пологий штопор под углом 45-50° к вертикали. Попытки выйти из штопора остались безуспешными. Самолет под углом 35-40° к горизонтали ударился о землю в центре ровного поля (4000х1000 м), вспаханного под зябь, в районе хутора Хомутовская. Самолет разбит на 100%. Курсант, отвязавший ремни и, очевидно, пытаясь прыгнуть с парашютом, убит. Инструктор Феоктистов при ударе о землю получил тяжелые ранения и скончался в больнице.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
2 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
полет по кругу |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
П-5 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Ш630 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
1932 |
Заводской номер ВС |
5410 |
Наработка ВС (часы) |
1140 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
03792 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Тренировочный (учебно-тренировочный) |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
1-я авиашкола ГВФ |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Ольгинская |
Пункт назначения |
Ольгинская |
Начальный пункт маршрута |
Ольгинская |
Конечный пункт маршрута |
Ольгинская |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
1) Непосредственной причиной катастрофы является удар самолета о землю.
2) Причины невыхода самолета из штопора:
а) исключительно хорошие штопорные свойства самолета П-5 Ш-630;
б) некоторое перемещение центровки самолета назад вследствие выработки бензина в течение летного дня;
в) недостаточная высота полета;
г) ввод в штопор на скорости при помощи переворота, что создало быстрое вращение и, при наличии первых трех условий – пологий (плоский) штопор;
д) недостаточные тренировки инструктора Феоктистова на самолете П-5, особенно по штопору.
3) Причины, приведшие к катастрофе:
а) отсутствие продуманного, четкого задания, со стороны командира звена с учетом обстановки, условий полета и уровня подготовки инструктора Феоктистова;
б) отсутствие у инструктора Феоктистова необходимых практических навыков в выполнении фигур;
в) отсутствие систематической проверки техники пилотирования со стороны командиров звеньев, отрядов и командира эскадрильи;
г) недостаточный инструктаж со стороны командира эскадрильи и командира отряда командира звена по организации и проведению летной работы при его самостоятельном руководстве учебным стартом.
Виновники:
а) инструктор Феоктистов, начавший выполнять, не обращая внимания на высоту и загрузку самолета, фигуры, к выполнению которых был недостаточно подготовлен;
б) командир звена, разрешивший полет без задания в нарушение инструкции по летной службе.
Главная инспекция ГВФ не нашла в материалах расследования данных, дающих право сделать вывод что самолет перешел именно в плоский штопор. Судя по показаниям очевидцев, штопор был нормальным.
Таким образом, основными причинами катастрофы надо считать:
а) ошибку в технике высшего пилотажа инструктора Феоктистова и,
б) недисциплинированность или невнимательность пилота, приведшая к выполнению фигур высшего пилотажа на малой высоте.
Остальные основные причины, определенные начальником школы, правильные.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|