Пилот 11 гидроотряда ВСУ ГВФ выполнял перелет из гидроаэропорта Балаганск в гидроаэропорт Усть-Кут по линии Иркутск – Якутск. В 12:10 самолет потерпел катастрофу в 50 км от гидроаэропорта Усть-Кут, у реки Мокчёниха, на Омолойской петле, в водоразделе горных рек Турука и Синюка.
Расследованием установлено: осмотрев самолет, опробовав моторы на причале, в 07:05 он вылетел из Иркутска с загрузкой 728 кг горючего, 3 пассажиров, 240 кг багажа и 727 кг почты (общий полетный вес 6395 кг). В 08:25 он прибыл в гидроаэропорт Балаганск и произвел посадку на реке Ангара. После посадки пилот заявил, что моторы работают хорошо, но сильно давит на ручку управления. Бортмеханик, чтобы ослабить давление на ручку пилоту, переложил из левой плоскости 45 кг груза в кабину Ф-1, где было уже 250 кг. В левую плоскость он переложил из фюзеляжа 2 чемодана багажа пассажиров (42 кг).
Перед вылетом пилот заявил, что сделает 2-3 круга над портом с целью набора высоты для перелета через перевал с реки Ангара на реку Лена. Если самолет будет плохо набирать высоту, пилот заявил, что сядет обратно и дальше не полетит, а будет запрашивать командира отряда, что делать.
Оторвавшись нормально, сделав один разворот, самолет стал на курс гидропорта Грузновка и ушел. Погода была хорошая. Пройдя в 6 часов (мск) Грузновку, где был выложен аэродромный знак свободного пролета, в Усть-Кут самолет не прибыл.
30 июня и 1 июля были приняты меры к розыску с воздуха, которые были безрезультатными.
1 июля бортмеханик и три пассажира вышли из тайги на реку Лена у колхозной молочной фермы, выше деревни Турука. Взяв лодку, они доплыли до деревни Турука, откуда были вывезены катером до гидропорта Усть-Кут.
Расследованием установлено, что набрать высоту более 900 м пилот не мог и пошел на высоте 100-200 м над вершинами гор и сопок. Подходя к гидропорту Усть-Кут, из-за выгоды времени прилета и, обходя дождевые облака, которые закрыли в это время реку Лена, пилот решил резать Омолойскую петлю. На удалении от реки Лена 15-20 км, на высоте 200 м над сопками с густой тайгой, не доходя 5-8 минут полета до кромки левой стороны реки Лена, левый мотор сбавил обороты и сильно стал трясти, чувствовался недостаток горючего. Бортмеханик бросился качать горючее аварийной помпой, но пилот, не надеясь на работу моторов и боясь врезаться в гору с работающими моторами с дальнейшим пожаром, остановил его и выключил зажигание. Самолет, потеряв тягу моторов, с оставшимся неубранным (в полетном угле) стабилизатором, имея большую загрузку (297 кг) в кабине Ф-1, перешел в крутое планирование и столкнулся с деревьями на хребте. При ударе он сломал два крупных дерева (30-40 см в диаметре) и подогнул несколько мелких, чем смягчил удар о землю. Пилоту зажало ноги. Бортмеханик пытался освободить его. В это время один из пассажиров (пилот 233 отряда спецприменения), который при ударе получил ушиб головы и сломал руку, пролежав 2-3 минуты без сознания, очнулся и стал закуривать в 2-3 шагах от разорванного бензобака центроплана. После окрика пилота и бортмеханика он, вероятно, бросил папиросу на разлившийся бензин, который вспыхнул. Пилот погиб в огне. 2-й пассажир получил ушиб головы, бортмеханик и третий пассажир невредимы.
|