|
|
|
Катастрофа Як-40 Тюменского УГА близ Ханты-Мансийска |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 17 мая 1986 г.
Время: 17:57
Страна: СССР
Место происшествия: Тюменская область, ХМАО, 19 км северо-западнее а/п Ханты-Мансийск
Тип ВС: Як-40
Регистрация ВС: СССР-87928
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Тюменское УГА, Ханты-Мансийский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
На самолете в АТБ а/п Ханты-Мансийск была произведена замена передней опоры шасси. Начальник смены АТБ дал заявку на контрольный облет самолета в ПДО АТБ, согласно которой для выполнения полета был вызван экипаж из резерва. К полету по облету самолета экипаж должным образом не готовился, так как облет этого самолета не планировался и заявка в 416 летный отряд на производство облета не подавалась. Задание на облет экипажу не выписывалось. КВС, использовав для облета задание, ранее подписанное для резерва, самовольно вписал в задание начальника смены АТБ и авиатехника, сделав в маршруте полета запись «Р-н АДС». Проведя предполетную подготовку, он принял решение на вылет с занятием эшелона 7 800 м. Диспетчер АДП разрешил вылет на облет с занятием высоты 7 800 м по плану на учебно-тренировочные полеты. Экипаж выполнил обруливание самолета с последующим заруливанием на стоянку и охлаждением тормозов колес.
В 15:36 мск экипаж произвел взлет для выполнения контрольного полета по кругу и посадки. Однако после взлета экипаж запросил набор эшелона 7 800 м, что не соответствовало цели контрольного полета по заявке ПДО. В 15:48 экипаж доложил о занятии эшелона 6 000 м и запросил разрешение на выполнение задания в течение 5 минут на этой высоте. На высоте 6 000 м было выполнено несколько координированных левых виражей с креном от 25° до 50° и правых виражей с креном 60° с вертикальными перегрузками, не превышающими 2 ед., практически без потери высоты. Режим работы двигателей сохранялся равным на всех трех двигателях (91%). Приборная скорость составляла 380-390 км/ч. В 15:56:56 самолет был выведен из левого виража в полет без крена с перегрузкой 1,5 ед. за счет плавного взятия штурвала «на себя» с торможением скорости до 360 км/ч.
В 15:57:10 резким отклонением элеронов (8,5°) и руля направления (8°) самолет был переведен в энергичное правое вращение с угловой скоростью 12-12,5°/с. Через 8 сек. после ввода в правое вращение самолет был в перевернутом полете и, так как штурвал был взят «на себя» (руль высоты на 3-5°), началось снижение с ростом вертикальной и поступательной скоростей. При достижении скорости 470 км/ч режим работы всех трех двигателей был синхронно уменьшен до 73%. После переворота на 360° (через 21 сек. после ввода во вращение) элеронами и рулем направления самолет был выведен из вращения. При выводе самолета из снижения (потеря высоты 1 500 м с вертикальной скоростью до 100 м/с) через 3 сек, при достижении скорости 620 км/ч и вертикальной перегрузки 5,25 ед. произошло разрушение левой консоли крыла от разовой нерасчетной нагрузки (согласно РЛЭ Як-40 максимальная эксплуатационная нагрузка 3,4 ед., максимальная приборная скорость 500 км/ч). Отделившаяся левая консоль крыла ударила по передней кромке киля, в результате чего произошло его разрушение по нервюрам 3-7 с последующим отделением киля вместе со стабилизатором, рулем высоты и рулем направления от самолета. Самолет потерял управляемость, перешел в беспорядочное падение и столкнулся с землей в пойме реки Обь в 19 км с азимутом 20° от КТА. Во время беспорядочного падения от самолета отделились корневые и средние секции закрылков и была частично сорвана обшивка правой плоскости крыла. Разброс обломков составил 2,5 км. Самолет был обнаружен 18 мая в 06:00 мск с воздуха.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
5 |
5 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
полет по кругу |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Як-40 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-87928 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
1977 |
Заводской номер ВС |
9741955 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Облет ВС |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Тюменское УГА, Ханты-Мансийский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Ханты-Мансийск |
Пункт назначения |
Ханты-Мансийск |
Начальный пункт маршрута |
Ханты-Мансийск |
Конечный пункт маршрута |
Ханты-Мансийск |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Выводы:
1) Уровень подготовки экипажа соответствовал выполнению данного задания.
2) Метеоусловия на исход полета не повлияли.
3) Все системы до момента разрушения самолета были работоспособны.
4) Разрушение левой консоли крыла произошло через 3 сек. после выполнения экипажем «бочки» в процессе вывода из снижения с вертикальной перегрузкой 5,25 ед. и приборной скоростью 620 км/ч.
5) При выполнении маневров экипажем неоднократно были превышены ограничения по углу крена, вертикальной перегрузке и скорости полета.
6) В Ханты-Мансийском ОАО организация и выполнение облетов ВС проводились с грубыми нарушениями НПП ГА-85 и НТЭРАТ ГА-83.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: причинами катастрофы явились:
1) грубые нарушения, допущенные экипажем, выразившиеся в выполнении недозволенных эволюций в процессе облета; 2
2) грубые нарушения требований НПП ГА-85 и НТЭРАТ ГА-83 командно-руководящим составом авиапредприятия при организации данного полета. Авиационному происшествию способствовали недостатки в воспитательной работе с личным составом, в организации облетов самолетов и контроля за полетами в Ханты-Мансийском ОАО.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|