Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Л-200Д 'Морава' СКТУ ГВФ в районе Клетской
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  25 апреля 1962 г.
Время:  12:42
Страна:  СССР
Место происшествия:  Волгоградская область, Фрунзенский район, 3 км восточнее с. Орловский
Тип ВС:  Let L-200D Morava
Регистрация ВС:  СССР-34483
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Северо-Кавказское территориальное управление ГВФ
Рейс:  C-452
 


Описание
    Пилот 231 АТО СКТУ ГВФ выполнял рейс С-451/452 по маршруту Волгоград – Усть-Бузулук – Урюпинск и обратно. Взлет в а/п Волгоград произведен в 09:01. В 10:25 пилот произвел посадку в Усть-Бузулуке, в 10:51 в Урюпинске. В 11:14 он вылетел в обратный рейс и в 11:45 произвел посадку в Усть-Бузулуке, откуда в 12:10 вылетел на Волгоград с 4 пассажирами и 40 кг груза на борту.
    Фактическая погода в а/п Усть-Бузулук за 12:00 была – облачность 8 баллов средняя, видимость 12 км, слабый дождь, ветер 340° 3-4 м/с. По маршруту полета, в районе Серафимович – Клетская, фактическая погода с 12 до 13 часов была – облачность 10/0 баллов верхняя, видимость 20 км, ветер западный, северо-западный 7 м/с.
    Полет проходил на высоте 400 м. В 12:25 самолет прошел траверз а/п Серафимович. В 12:35, при выходе из зоны этого аэропорта, пилот доложил о тряске правого двигателя. Начальник а/п Серафимович предложил пилоту возвратиться на а/д Серафимович и произвести посадку. Пилот ответил, что находится на одинаковом удалении от Волгограда и Серафимовича, поэтому следует на Волгоград. На этом связь прекратилась.
    Самолет обнаружен потерпевшим катастрофу в Арчединско-Донских песках в 10-15 км северо-восточнее ст. Клетская (3 км восточнее с. Орловский Фрунзенского района Волгоградской области). Пилот и 2 пассажира погибли, 2 пассажира тяжело ранены. Катастрофа произошла в 12:42.
    При осмотре места происшествия установлено, что самолет производил посадку с МК=205° поперек песчаных барханов с убранными шасси и закрылками, с зафлюгированным винтом правого двигателя и неработающим левым двигателем. Вначале самолет основным баком левого крыла коснулся земли о склон бархана и через 6 м ударился носовой частью фюзеляжа, зарывшейся в песок. Самолет продвинулся еще на 9 м, одновременно разрушаясь, и развернулся на 180°.
    В неразрушенном правом дополнительном бензобаке бензина не обнаружено. Пожарный кран (бензиновый) установлен на дополнительный правый бак, зажигание обоих двигателей включено. Правый воздушный винт находится во флюгерном положении. В левом дополнительном баке обнаружено около 40 литров бензина. Пожарный кран (бензиновый) находится в положении «закрыто». Воздушный винт левого двигателя не работал. Основные бензобаки разрушены.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 4 2
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Let L-200D Morava
Регистрационный номер (id) ВС СССР-34483
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 03.10.1962
Заводской номер ВС 170914
Наработка ВС (часы) 151
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 60476 60529


Сведения о рейсе

Номер рейса C-452
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Северо-Кавказское территориальное управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Усть-Бузулук
Пункт назначения Волгоград (Гумрак)
Начальный пункт маршрута Урюпинск
Конечный пункт маршрута Волгоград (Гумрак)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Комиссия установила, что основной причиной катастрофы являются безграмотные действия пилота, выразившиеся в том, что он не контролировал расход бензина в полете и на аэродромах посадки. В результате этого через 32 минуты полета от а/д Усть-Бузулук правый двигатель остановился из-за выработки горючего в правом дополнительном баке. Остановку двигателя по вышеуказанной причине пилот принял за отказ в работе правого двигателя и зафлюгировал воздушный винт, оставив пожарный кран (бензиновый) дополнительного бензобака в положении «открыто», зажигание включено, а пожарный кран левого двигателя установил в положение «закрыто» (зажигание включено). Тем самым пилот прекратил доступ бензина к левому двигателю и остановил его. Вследствие безграмотных решений и проявленной растерянности пилот, по существу, выключил питание горючим обоих исправных двигателей и вынужден был производить посадку на совершенно непригодную для этого местность. Этому способствовало отсутствие у пилота достаточного опыта в производстве рейсовых полетов на Л-200Д и необходимых знаний в эксплуатации самолета, двигателей и оборудования.
    Сопутствующими причинами катастрофы явились:
    1) Низкая организация летной работы в 3 АЭ 231 АТО и бесконтрольность со стороны командира эскадрильи и его заместителя за подготовкой летного состава и производством полетов.
    2) Отсутствие должной требовательности со стороны командира 231 АТО и его заместителя по летной службе к руководству 3 АЭ за подготовку летного состава и производство полетов.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.