|
|
|
Катастрофа Ан-2Т Печорского ОАО Коми УГА в Харьяге |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 25 марта 1979 г.
Страна: СССР
Место происшествия: Коми АССР, Усть-Цилемский район, пос. Харьяга
Тип ВС: Ан-2Т
Регистрация ВС: СССР-44902
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Коми УГА, Печорский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
24 марта экипаж 76 летного отряда выполнял пассажирский рейс №917 Усть-Цильма - Новый Бор - Харьяга - Нарьян-Мар. В а/п Харьяга рейс был прерван по причине неисправности в системе запуска двигателя. Пассажиры вывезены другим самолетом Ан-2. Экипаж связался с базовым аэродромом Усть-Цильма, попросил прислать технический состав и остался на ночевку. На следующий день прибыли два авиатехника. После устранения неисправности и подготовки самолета к полету экипаж должен был перегнать его в Усть-Цильму. На борту находились выполнявшие ремонт самолета авиатехники.
По показаниям очевидцев, после нормально прошедшего взлета, при втором развороте по схеме в сторону пункта назначения внезапно исчез звук работы двигателя, самолет стал терять высоту, маневрируя в сторону ВПП. На удалении 400 м с азимутом 85° от а/п Харьяга самолет потерпел катастрофу в лесотундровой местности. Все находившиеся на борту погибли.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
2 |
Пассажиры |
2 |
2 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
набор высоты |
Установленные причины АП |
отказ техники |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-2Т |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-44902 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
27.09.1962 |
Заводской номер ВС |
1G24-02 |
Наработка ВС (часы) |
15737 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
К 1524373 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Перегоночный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Коми УГА, Печорский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Харьяга |
Пункт назначения |
Усть-Цильма |
Начальный пункт маршрута |
Харьяга |
Конечный пункт маршрута |
Усть-Цильма |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссия установила, что после взлета, после выполнения первого и второго спаренных разворотов, в горизонтальном полете с курсом 140° на высоте 200-250 м произошел отказ двигателя. Экипаж выполнил маневр с расчетом посадки на аэродром с МК=310°. После разворота на угол 160° произошло резкое увеличение вертикальной скорости снижения и интенсивное уменьшение высоты полета. Экипаж понял, что запаса высоты для посадки на аэродром не хватает и что посадка предстоит на лес с сильно пересеченной местностью (озеро с крутыми берегами), и принял решение о посадке на совхозное поле рядом с границей леса. Посадка на это поле требовала выполнения сложного маневра для выхода не него - левого разворота на угол около 90°. Начало такого маневра усложнялось наличием по курсу полета телефонной линии. Это вынудило экипаж выполнять разворот с креном более 36°. Не имея запаса высоты и достаточной скорости, самолет при развороте столкнулся левой полукоробкой крыльев с землей на краю поля, затем ударился о землю двигателем и, продвинувшись 54 м, разрушился (левая сторона фюзеляжа полностью разрушена по 11-й шпангоут, правая сторона - по 8-й шпангоут).
В крови обоих авиатехников обнаружено содержание алкоголя, соответствующее легкой степени опьянения в момент смерти. У КВС и второго пилота алкоголя не обнаружено.
Топливный кран на месте АП находился в не полностью открытом, промежуточном положении. Объем работ по устранению неисправности перед вылетом установить не удалось, поскольку бортовая и техническая документация оказалась неоформленной.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: основной причиной катастрофы явился отказ двигателя в полете. Точную причину отказа двигателя в связи со значительным разрушением конструкции самолета и двигателя установить не представилось возможным.
Наиболее вероятной причиной отказа является выключение двигателя в полете в результате нажатия стенкой раздутого маслобака на рычаг останова двигателя на карбюраторе. Конструктивно система стоп-крана на самолете Ан-2 выполнена так, что при закупорке дренажа маслобака по любой причине возможно нажатие на расположенный рядом с маслобаком рычаг останова стенкой деформированного от избыточного давления маслобака. Такие случаи выключения стоп-крана раздутым маслобаком при эксплуатации Ан-2 происходили неоднократно, в том числе один раз в Коми УГА.
При исследовании в ГосНИИ ГА в дренажном трубопроводе маслобака обнаружено значительное количество продуктов разложения масла, однако из-за сильного разрушения элементов бака определить степень засорения сечения трубопровода не представилось возможным. По той же причине не удалось установить, имела ли место деформация (раздутие) обечаек маслобака. Следов соприкосновения стенки бака с рычагом стоп-крана карбюратора не обнаружено. Проведенные технической подкомиссией эксперименты не исключают версии о взлете с прикрытым (частично закрытым) топливным краном. Эта версия одинаково равнозначна первой.
В отчете летной подкомиссии указывается, что причиной отказа двигателя также может быть внесение неустановленного дефекта авиатехниками при устранении неисправности. Они могли допустить отклонение от технологии работы, о чем может свидетельствует зафиксированное у них судебно-медицинской экспертизой состояние алкогольного опьянения, а также отсутствие оформления технической документации об объеме выполненных работ после их окончания.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|