 |
 |
 |
Катастрофа Як-12М ВСТУ ГВФ в Прибайкальском районе Бурятской АССР |
 |
 |
|
 |
 |
 |
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 17 июня 1961 г.
Время: 09:25
Страна: СССР
Место происшествия: Бурятская АССР, Прибайкальский район, 12,5 км восточнее села Хаим
Тип ВС: Як-12М
Регистрация ВС: СССР-74085
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Восточно-Сибирское территориальное управление ГВФ, 138 ОАО
|
|
|
 |
|
Описание |
Пилот 138 ОАО ВСТУ ГВФ произвел взлет в а/п Улан-Удэ в 03:35 мск для доставки груза (книги весом 290 кг) в Нижнеангарск. Полетный вес и центровка самолета не превышали установленные нормы.
Прогноз погоды по маршруту Улан-Удэ – Баргузин (первый пункт посадки) с 03:30 до 08:30 предусматривал: передняя часть антициклона, облачность 4-7 баллов, слоисто-кучевая, кучево-дождевая высотой 1000-1500 м от уровня а/д Улан-Удэ, 5-10 баллов верхняя, средняя, видимость более 10 км, горы открыты.
Прогноз погоды по пункту посадки Баргузин с 04:30 до 05:30 предусматривал: облачность 3-6 баллов слоисто-кучевая, мощно-кучевая высотой 1000-1500 м, 5-10 баллов верхняя, средняя, видимость более 10 км, ветер 270° 5-8 м/с.
Впереди тем же маршрутом следовали самолеты Ан-2 №32650 и Як-12 №22212, взлетевшие раньше соответственно на 7 и 5 минут. До н.п. Нестерово (70 км от Улан-Удэ) полет происходил в предусмотренных прогнозом погоды условиях на высоте 900 м относительно а/д Улан-Удэ. От Нестерово погода ухудшилась из-за понижения кучево-дождевой облачности до высоты 700 м. Видимость из-за дождя снизилась до 4 км. Вершины гор хребта Улан-Бургасы, проходящего справа от маршрута, были закрыты облаками. Пилот, имевший очень маленький практический опыт в самостоятельных полетах, из-за обхода облачности, имевшейся на маршруте полета, и пассивного самолетовождения (держал курс 30° при сносе вправо до +12° при ЗМПУ=23° уклонился вправо от установленной линии пути на 15 км в сторону гор, имевшийся линейный ориентир (тракт) не использовал.
В 04:25 мск (09:25 местного времени), в 12,5 км восточнее н.п. Хаим Прибайкальского района Бурятской АССР, на высоте 670 м относительно уровня а/д Улан-Удэ самолет столкнулся с деревьями на склоне горы хребта Улан-Бургасы высотой 1200 м над уровнем моря. При первом ударе о кедр была разрушена левая плоскость. Затем через 25 м в перевернутом полете ударом о группу деревьев была отбита и правая плоскость. Пролетев 20 м, фактически без крыла, в перевернутом полете над деревьями, самолет резко перешел на снижение под углом около 30° к горизонту. Сбив несколько деревьев, он упал на землю на высоте 690 м, на расстоянии 70 м от места первого удара о кедр, и загорелся. Пилот погиб, самолет сгорел.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
1 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Як-12М |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-74085 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
10.04.1956 |
Заводской номер ВС |
08518 |
Наработка ВС (часы) |
3239 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
КИ 914056 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Восточно-Сибирское территориальное управление ГВФ, 138 ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Улан-Удэ |
Пункт назначения |
Баргузин |
Начальный пункт маршрута |
Улан-Удэ |
Конечный пункт маршрута |
Нижнеангарск |
|
Подробные сведения
Выявленные при расследовании недостатки |
Расследованием установлены серьезные упущения и нарушения при вводе в строй молодых пилотов в 138 ОАО. Пилотам не разъясняется строгая обязательность согласования заданной высоты полета. Молодым полетам задается истинная высота не менее 600 м по всему маршруту, но пилоты обычно понимают это, как высоту относительно аэродрома вылета. Должной предполетной подготовки в отряде не организовано. Молодые пилоты не знают предельные метеоусловия на всех трассах.
В отряде заведена практика так называемого эшелонирования полетов по четным и нечетным высотам на высоте ниже первого рабочего эшелона транспортной авиации, что привело к тому, что у пилота высотомер стоял на стандартном давлении (760 мм рт.ст.). В полете он докладывал командиру следующего впереди Як-12, что занял высоту 1400 м стандарт. После запроса им давления аэродрома Улан-Удэ у командира Як-12 пилот стал устанавливать его и отвлекся от управления самолетом, что является одной из причин катастрофы.
Столкновению с деревьями способствовало попадание пилота в заряд с резко ухудшенной видимостью. По показаниям пилотов вылетевших ранее самолетов Ан-2 и Як-12 правая часть хребта Улан-Бургасы в большей части была закрыта облачность с мощными зарядами осадков.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Непосредственной причиной катастрофы является столкновение со склоном горы из-за отклонения самолета вправо на 15 км от заданной линии пути.
Главной причиной катастрофы является недостаточная подготовленность пилота к полетам в усложненных метеоусловиях и отсутствие у пилота должного опыта полетов.
Косвенной причиной катастрофы является частично неоправдавшийся прогноз погоды по высоте облачности, осадкам и ветру, что ввело в заблуждение командный состав при решении вопроса о возможности полетов на данной трассе в этот день молодых пилотов.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|