|
|
|
Катастрофа Ми-1 Украинского ТУ ГВФ в Закарпатской области |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 11 сентября 1961 г.
Время: 12:25
Страна: СССР
Место происшествия: Украинская ССР, Закарпатская область, район н.п Комсомольск
Тип ВС: Ми-1
Регистрация ВС: СССР-10181
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Украинское территориальное управление ГВФ, 88 ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Пилот 88 ОАО Украинского ТУ ГВФ был направлен на работы по гравиметрической съемке по договору с гравиметрической партией №88/61 для замены другого пилота, направленного на работу в китобойную флотилию. 9 сентября 1961 г. в а/п Львов с пилотом была проведена соответствующая подготовка к полетам в горной местности и в тот же день пилот прибыл в а/п Ужгород. Вечером за ужином в ресторане, будучи уже выпивши, пилот и авиатехник выпили еще по 100 грамм водки и около 22:30 возвратились в гостиницу аэропорта для отдыха.
10 сентября в 09:15, без медицинского осмотра, обманув и.о. командира звена, пилот получил разрешение на вылет и вместе с авиатехником вылетел к месту расположения гравиметрической партии – Чинадиево. Прибыв на место, по просьбе старшего топографа партии, пилот выполнил два полета с целью катания шести человек, взрослых и детей. После получения задания на гравиметрические работы пилот, авиатехник и старший топограф в 10:40 вылетели в район н.п. Усть-Чорна к месту предстоящих работ. По прибытию они убыли в столовую, где за обедом употребляли спиртные напитки. В 23:00 экипаж прибыл на площадку, где находился вертолет, и лег спать в палатке.
Утром 11 сентября, после завтрака и подготовки вертолета, пилот со старшим топографом и бортоператором в 09:50 вылетел по заданию на съемки. Через 40 минут, после выполнения задания, вертолет возвратился на площадку. После заправки и уточнения второго задания экипаж в том же составе вылетел по маршруту Усть-Чорна – Комсомольск – Плаек – Фульевец – Пискало – Ломница – Перевальное – Мокрянка с посадкой в исходном пункте Комсомольск, расположенном в ущелье гор. После 10-ти минутной стоянки в Комсомольске пилот в 12:22 произвел взлет в направлении заданного маршрута и скрылся за ближайшей горой. Через 2-3 минуты после взлета очевидцы на посадочной площадке услышали звук падения вертолета и увидели черный столб дыма.
Вертолет обнаружен горящим в густом лесу на склоне горы на высоте 830 м, в 1800 м от посадочной площадки, в районе урочища Брадол в долине реки Мокрянка. Пилот, старший топограф и бортоператор погибли.
В крови пилота обнаружено незначительное содержание алкоголя.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
1 |
Пассажиры |
2 |
2 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
набор высоты |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-1 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-10181 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
07.03.1958 |
Заводской номер ВС |
86800203 |
Наработка ВС (часы) |
1021 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
924092 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Воздушные съемки |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Украинское территориальное управление ГВФ, 88 ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссией установлено:
1) После взлета с посадочной площадки Комсомольск пилот, не набрав безопасной высоты, лег на курс для выполнения задания. При полете на высоте ниже безопасной над сильно пересеченной горной местностью нисходящим потоком вертолет был прижат к верхушкам сосен. Чтобы избежать столкновения с ними, пилот увеличил мощность мотора и дачей правой ноги отвернул от линии полета вправо на 45-50° в сторону понижения гор – в ущелье. Дача правой ноги на развороте еще больше усугубила положение, уменьшив мощность мотора за счет ее передачи на хвостовой винт. Это сказалось на окончательной потере скорости, в результате чего вертолет, прижатый воздушным потоком к соснам, неуправляемый, без поступательной скорости упал на лес с большим углом тангажа. Первоначальный удар о вершины деревьев произошел хвостовым винтом и редуктором. После разрушения хвостового винта вертолет перешел на нос и с большим углом ударился о землю, разрушился и сгорел.
2) Пилот после взлета с посадочной площадки, расположенной на высоте 760 м над уровнем моря, не учел попутного ветра на высоте, вследствие чего не смог набрать безопасную высоту.
3) Полет выполнялся с полным полетным весом в полдень, когда особенно сказывались неблагоприятные метеоусловия в данном районе – резкое изменение направления и силы ветра, с сильными отдельными бросками нисходящих потоков воздуха.
4) Происшествию способствовала неудовлетворительная подготовка экипажа. Пилот без соответствующей подготовки был допущен к выполнению весьма сложных гравиметрических работ в горной местности. Кроме того, пилот работал штурманом-инструктором АЭ, летал, в основном, на самолетах Як-12. Его налет на вертолетах был нерегулярным и несистематическим.
5) По своим моральным качествам пилот требовал систематического контроля и не должен был посылаться на работу в отрыве от базы.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
В связи с полным разрушением вертолета и возникновением пожара, а также отсутствием свидетелей момента падения вертолета, истинную причину катастрофы комиссия установить не смогла.
Комиссия считает, что наиболее вероятной причиной происшествия является выполнение пилотом полета с полным полетным весом на малой высоте, над сильно пересеченной местностью в горах, с наличием неожиданно возникших нисходящих потоков воздуха. При создавшихся условиях пилот с техникой пилотирования не справился.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|