|
|
|
Катастрофа Ми-4 Кременчугского ЛУ ГВФ в районе Волхова |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 21 января 1961 г.
Время: 13:50
Страна: СССР
Место происшествия: Ленинградская область, 27 км восточнее-юго-восточнее Волхова
Тип ВС: Ми-4
Регистрация ВС: СССР-31462
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Кременчугское ЛУ ГВФ
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 57 ОАЭ МУАСП и МВЛ ГВФ выполнял задание по перегонке после ремонта в АРМ-21 (г. Ленинград) вертолета, принадлежащего Кременчугскому ЛУ ГВФ, в Кременчуг. Прибыв в АРМ-21, экипаж принял вертолет и 20.01.1961 г. произвел его контрольный облет с налетом 38 минут.
21 января в 12:47 экипаж вылетел на Череповец. Кроме дополнительного бака с горючим, другой загрузки на борту не было. Полетный вес составлял 6625 кг. Прогноз погоды и фактическая погода по трассе благоприятствовали полету.
Через 10 минут после взлета командир вертолета доложил в АДП Ленинград пролет Колпино на высоте 150 м визуально и запросил разрешение на выход из зоны АДС, на что получил разрешение. После этого связи с экипажем больше не было, в аэропорт назначения вертолет не прибыл.
24 января вертолет был обнаружен на трассе полета, в 200 м южнее железной дороги Волхов – Тихвин (в 27 км восточнее-юго-восточнее г. Волхов), разрушенным в лесу. Экипаж погиб.
Расследованием установлено, что в 13:50 во время выполнения полета на высоте 150-200 м произошел обрыв лопасти №4 несущего винта по 19-й нервюре, вследствие чего вертолет потерял управляемость и с углом 60-70° и правым креном 70-80° упал в заболоченный лес. Оборвавшаяся часть лопасти с лонжероном, набором нервюр и покрытием была обнаружена в 300 м, не долетая места падения вертолета, и в 40-50 м от оси падения.
Комплект лопастей Ш-19-167 изготовлен заводом-изготовителем п/я 634 в июле 1960 г., после чего был установлен на один из вертолетов, находившихся на заводе. Комплект простоял на нем в течение 5 месяцев. За время нахождения на заводе лопасти наработали 3 часа 03 минуты, всего с начала эксплуатации они наработали 5 часов 35 минут.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
3 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-4 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-31462 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
28.11.1955 |
Заводской номер ВС |
0622 |
Наработка ВС (часы) |
1164 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
9822063 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Перегоночный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Кременчугское ЛУ ГВФ |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Ленинград |
Пункт назначения |
Череповец |
Начальный пункт маршрута |
Ленинград |
Конечный пункт маршрута |
Кременчуг |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Непосредственной причиной катастрофы является обрыв лопасти №4 несущего винта комплекта Ш-19-167 в полете.
Главной причиной катастрофы является изготовление недоброкачественной лопасти несущего винта заводом-изготовителем п/я 634.
Сопутствующая причина – отсутствие действенного объективного контроля изготовления лопастей по всей длине на заводе-изготовителе.
Заключение Гос НИИ ГВФ:
1) Анализом строения изломов лонжерона лопасти №4 несущего винта выявлено наличие хрупкой производственной трещины, от которой при работе лопасти происходил процесс усталостного разрушения.
2) Рентгенографированием, капельным химанализом, местным спектральным и металлографическим анализами установлено наличие припоя ПОС-40 на поверхности первоначальных хрупких участков изломов лонжерона и подтверждено производственное происхождение трещины.
3) Производственная трещина лонжерона образовалась при пайке розетки крепления нервюры вследствие отрицательного воздействия на механическую прочность материала трубы лонжерона расплавленной среды припоя ПОС-40.
4) Измерения величин и направления деформации лонжерона, а также характер строения излома в месте разрушения указывают на то, что обрыв части лопасти №4 произошел до падения вертолета.
5) Лабораторные исследования показали, что химический состав, микроструктура и механические свойства материала трубы разрушенного лонжерона удовлетворяют требованиям технических условий.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|