|
|
|
Катастрофа Ан-30 Мячковского ОАО в Якутии |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 22 марта 1992 г.
Время: 02:37
Страна: Россия
Место происшествия: Якутия, 53 км восточнее Нижнеянска
Тип ВС: Ан-30
Регистрация ВС: RA-30002
Авиакомпания: УГАЦ, Мячковский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж выполнял коммерческий полет по перевозке груза из Анадыря в Баку. На 63 минуте полета днем в ПМУ на эшелоне 5 400 м в условиях видимости естественного горизонта при включенном автопилоте, началась прогрессирующая раскачка самолета по всем трем каналам с возникновением больших углов скольжения и значительных знакопеременных вертикальной и боковой перегрузок. Устойчивая регистрация параметров полета на МСРП–12–96 прекратилось через 19 секунд после возникновения особой ситуации. В дальнейшем самолет перешел в крутое снижение с разгоном скорости при вертикальной перегрузке 2g и более. На высоте около 2 000 м при перегрузке, превышавшей 4g, на скорости более 670 км/ч началось разрушение конструкции самолета. Он упал на лед реки, полностью разрушился и частично сгорел.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
5 |
5 |
Пассажиры |
5 |
5 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа, недостатки в конструкции |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-30 |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-30002 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
|
Заводской номер ВС |
1403 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
УГАЦ, Мячковский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Чокурдах |
Пункт назначения |
Тикси |
Начальный пункт маршрута |
Анадырь |
Конечный пункт маршрута |
Баку (Бина) |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Выход на нерасчетные режимы по скоростному напору и перегрузкам вследствие раскачки самолета в боковом, а затем в продольном каналах, с последующим переходом в глубокую нисходящую спираль произошел по причине наличия рассогласования между фактическим курсом полета и курсом, заданным на работающем автомате разворота, в момент необоснованного переключения пилотами управления АП на штурмана, что вызвало «рывок» руля направления и элеронов при штатной отработке автопилотом указанного рассогласования. Чрезмерно энергичное вмешательство пилотов в активное управление самолетом до отключения автопилота с созданием значительных усилий в органах управления привело после отключения автопилота к проваливанию рулей в сторону дальнейшего их отклонения и выходу самолета на большие углы скольжения с боковой перегрузкой до 0,43 g. При попытках устранить раскачку возникли фазовые запаздывания в управлении из за отсутствия фиксации пилотов на рабочих местах привязными ремнями при воздействии на экипаж значительных знакопеременных угловых ускорений, перегрузок и потребных усилий управления. Также способствовало раскачке изменение аэродинамических свойств самолета при наличии скольжения из-за неудовлетворительных характеристик устойчивости и управляемости, отмеченных еще на этапе летных испытаний самолета и заключающихся в отсутствии градиента усилий на педалях при отклонении руля направления на углы больше 10°. Из-за большого скольжения появились значительные искажения в показаниях пилотажных приборов, которые провоцировали экипаж устранить существующие эволюции самолета в продольном канале, что также способствовало раскачке. В РЛЭ отсутствовали предупреждения об изменении характеристик самолета и искажениях в показаниях приборов при скольжении, а также указания по действиям экипажа в этих условиях.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|