 |
 |
 |
Катастрофа Ка-18 Коми УГА в Удорском районе Коми АССР |
 |
 |
|
 |
 |
 |
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 12 июля 1967 г.
Время: 13:09
Страна: СССР
Место происшествия: Коми АССР, Удорский район, 62 км южнее а/п Кослан
Тип ВС: Ка-18
Регистрация ВС: СССР-64580
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Коми УГА, Сыктывкарский ОАО
|
|
|
 |
|
Описание |
Пилот 72 летного отряда выполнял полеты по обслуживанию 14-й геологической партии в районах аэропортов МВЛ Кослан и Айкино.
В день происшествия пилот в 08:47 вылетел из а/п Кослан в Айкино (база экспедиции). После непродолжительной стоянки в Айкино, пилот вылетел на временную базу экспедиции, расположенную в 62 км южнее а/п Кослан в районе реки Лоптюга. Во время полета прогнозируемая и фактическая погода соответствовали установленному минимуму пилота и выполняемому заданию. Фактическая погода на данной площадке была: облачность 2-5 баллов кучевая высотой 1000 м, видимость более 10 км, ветер южный 1-3 м/с, температура +26+28°С.
Площадка по размерам (200х150 м) соответствовала установленным требованиям. После небольшой стоянки и принятия пищи пилот взял одного геолога и 128 кг груза. Горючего на борту находилось около 140-150 кг. Налет до момента происшествия в этот день составлял 2 часа 15 минут. Таким образом, перед взлетом полетный вес составлял 1500-1510 кг, что превышало максимально допустимый на 20-30 кг при данных условиях.
После запуска двигателя и опробования вертолета на висении пилот переместился в конец площадки и начал выполнять взлет с МК=210°. Затем (по показаниям очевидцев) взлет был прекращен. Пилот после прекращения взлета сказал пассажиру-геологу: «Всё нормально, взлетим» и переместился снова в конец площадки и в этом же направлении начал выполнять взлет. От места начала взлета до начала лесного массива было 160 м. В начале массива рос лес высотой 10-11 м. Через 50-60 м от начала лесного массива по направлению взлета высота деревьев была на 13-15 м больше, чем в его начале.
После висения пилот начал выполнять разгон и на скорости 40-60 км/ч перешел в набор высоты. При пролете начала лесного массива высота полета относительно верхушек деревьев была около 5 м. Пилот, видя, что ему не преодолеть находящийся впереди лес, отвернул вертолет вправо, в зону понижения леса и общего рельефа местности, но вертолет уже начал цеплять за верхушки деревьев. Пилот полностью взял «шаг-газ» на себя (за «пику»), чем усугубил положение. От столкновения с верхушками деревьев лопасти несущего винта разрушились и вертолет на высоте 20-25 м перешел на нос, упал вертикально на землю, остановившись в таком положении носом вниз между стволами деревьев и полностью разрушился. Пилот и пассажир получили тяжелые ранения, от которых командир вертолета скончался в больнице 17.07.1967 г.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
1 |
Пассажиры |
1 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
взлет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ка-18 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-64580 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
август 1959 г. |
Заводской номер ВС |
1802-10 |
Наработка ВС (часы) |
500 |
Наработка ВС (циклы) |
610 |
Силовая установка |
КФ-211070 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Коми УГА, Сыктывкарский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Кослан |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Главными причинами катастрофы являются:
1) Недостаточный осмотр пилотом площадки и подходов, вследствие чего он не заметил перед взлетом резкого повышения рельефа местности (высоты деревьев) в направлении взлета. С земли резкое увеличение высоты деревьев незаметно (затенено началом лесного массива). Безопасный взлет в этом направлении в сложившихся условиях был невозможен;
2) Неправильная оценка условий взлета: пилот недостаточно учел температуру наружного воздуха, почти полное отсутствие ветра, допустил небольшую перегрузку вертолета (15-20 кг) и неправильно выбрал направление взлета.
Другие причины:
1 ) Продолжительная работа двигателя перед взлетом (висение, перемещение, прекращение взлета) могла привести в условиях высоких температур воздуха к его перегреву и, как следствие, к уменьшению мощности двигателя.
2) Из опыта летной эксплуатации вертолетов Ка-18, по заявлениям многих пилотов, зависимость максимального взлетного веса от температуры значительно большая, чем по данным РЛЭ;
3) Возможное наличие нисходящих потоков при переходе вертолета с открытой площадки на лесной массив в условиях высоких температур воздуха;
4) Недостаточный опыт у пилота самостоятельных полетов на вертолете Ка-18. Он, приняв меры по использованию максимальной длины площадки, проимитировал взлет. Убедившись в возможности безопасного взлета, пилот не учел возможное наличие нисходящих потоков при переходе вертолета с открытой площадки на лесной массив и недостаточно осмотрел подходы к площадке при их осмотре с воздуха при посадке.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|