 |
 |
 |
Катастрофа Ан-24РВ Кировоградской ШВЛП в Сухуми |
 |
 |
|
 |
 |
 |
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 08 июля 1977 г.
Время: 21:39
Страна: СССР
Место происшествия: Грузинская ССР, Абхазская АССР, близ Сухуми
Тип ВС: Ан-24РВ
Регистрация ВС: СССР-46847
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Кировоградская ШВЛП ГА
|
|
|
 |
|
Описание |
Экипаж выполнял учебный полет по маршруту Кировоград – Сухуми – Кировоград с работой в районе а/п Сухуми. Ввиду загруженности а/п Сухуми работы в его районе не выполнялись. Экипаж приступил к подготовке к полету на Кировоград. В 20:25 мск (21:25 мест. вр) в районе аэродрома была следующая фактическая погода: облачность 9/9 баллов кучево-дождевая высотой 330 м, гроза нf востоке, слабая дымка, видимость 7 км, ветер 290° 3 м/с. С 20:25 по 21:25 – гроза по району аэродрома. Метеолокатор на аэродроме не работал. На исполнительном старте диспетчер передал: «397, по вашим средствам посмотрите, метеолокатор не работает, ваше решение?». КВС-инструктор ответил: «Нормально, хватит нам взлететь, там отвернуться можно». Диспетчер разрешил взлет, который был произведен в 20:38 мск (21:38 мест. вр.) с МК=297°. После отрыва самолет перешел в набор высоты с вертикальной скоростью 5 м/с. В процессе набора высоты КВС-инструктор оценивал метеообстановку по бортовому радиолокатору. К моменту достижения высоты 120-130 м скорость полета увеличилась до 250 км/ч. В момент уборки закрылков за 20 сек. до конца полета вертикальная скорость уменьшилась, что сопровождалась увеличением скорости полета. За 14-15 сек. до конца полета началось снижение самолета с вертикальной скоростью около 10 м/с. Скорость полета продолжала увеличиваться. За 5 сек до конца полета экипаж взял штурвал на себя, что создало перегрузку при ударе о воду 1,85 ед. Самолет в полетной конфигурации, со скоростью 370 км/ч, углом тангажа около 0° и креном 0° столкнулся с поверхностью моря в 690 м от береговой черты с азимутом 297° от КТА (без уклонения от курса взлета), разрушился и затонул.
Примерно через час после катастрофы прибывшей лодкой был подобран из воды КВС-инструктор, получивший тяжелые ранения и державшийся на воде за плавающий обломок самолета. Он дал показания, что после пролета высоты 120 м его как будто ударили по голове, после чего он ничего не помнит и очнулся уже в воде. Травмы КВС-инструктора показали, что в момент катастрофы он не находился в активной рабочей позе. По травмам на его голове установлено, что он ударился о тубус бортового радиолокатора, материал которого обладает демпфирующими свойствами. Фактических данных, свидетельствующих о внезапной потере им работоспособности, не установлено, но ряд косвенных факторов не исключает этого:
а) отсутствие активной рабочей позы;
б) отсутствие адекватной реакции на снижение самолета;
в) показания о внезапной потере сознания после прохода высоты 120 м.
Обломки самолета были разбросаны по дну моря на 150 м в длину и на 60-70 м в ширину. Основные части самолета и его узлы и агрегаты, а также 5 из 6 тел погибших были найдены и подняты на поверхность.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
7 |
6 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
набор высоты |
Установленные причины АП |
нестандартные причины |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-24РВ |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-46847 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
14.01.1972 |
Заводской номер ВС |
27307505 |
Наработка ВС (часы) |
5698 |
Наработка ВС (циклы) |
16941 |
Силовая установка |
Н4432012 Н4112057 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Тренировочный (учебно-тренировочный) |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Кировоградская ШВЛП ГА |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Сухуми (Бабушера) |
Пункт назначения |
Кировоград |
Начальный пункт маршрута |
Сухуми (Бабушера) |
Конечный пункт маршрута |
Кировоград |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссией установлено, что после уборки закрылков из взлетного положения самолет перешел из набора высоты в снижение и в течение около 10 сек. экипажем не управлялся. Траектория полета от 16-й сек до 5-6 сек до конца полета характерна для полета самолета с освобожденным управлением, несбалансированного после уборки закрылков. Просадка самолета при этих условиях составляет 60 м. За 5-6 сек до конца полета, вероятно, занимавший кресло второго пилота слушатель-пилот (остальные члены экипажа в этот момент находились в пассажирской кабине) после прохождения сигнала «опасная высота» пытался вывести самолет из снижения.
Комиссия рассматривала вероятность попадания Ан-24 в спутный след от взлетевшего перед ним самолета Ту-154. Расчеты показали, что попадание в спутный след было возможно, но оно не могло привести к переходу самолета в снижение, а лишь усложнить пилотирование.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: Причиной катастрофы является отсутствие контроля со стороны экипажа за полетом самолета, несбалансированного после уборки закрылков, что привело к переходу из набора высоты в снижение. Это могло произойти в результате:
а) отвлечения экипажа (в частности КВС-инструктора) от пилотирования на оценку грозовой деятельности, так как метеообстановка в районе аэропорта требовала повышенного внимания;
б) временной потери работоспособности КВС-инструктора. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|