 |
 |
 |
Катастрофа Ка-26 Украинского УГА в Оренбургской области |
 |
 |
|
 |
 |
 |
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 27 декабря 1972 г.
Время: 15:00
Страна: СССР
Место происшествия: Оренбургская область, Переволоцкий район, 3 км северо-восточнее с. Абрамовка
Тип ВС: Ка-26
Регистрация ВС: СССР-19392
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Украинское УГА, Херсонский ОАО
|
|
|
 |
|
Описание |
Экипаж 97 летного отряда Херсонского ОАО в составе КВС Чуприна и штурмана АЭ Гончаренко (здесь и далее все фамилии изменены) выполнял задание по перегонке вертолета Ка-26 №19392 с завода в Кумертау в а/п Винница (вертолет предназначался для Винницкого ОАО).
Взлет для следования по трассе Кумертау - Оренбург - Уральск произведен в 11:46 мск. Прогноз погоды по маршруту был летным. Вместо следования по расчетному маршруту Кумертау - Октябрьское и требование диспетчера МДП а/п Оренбург следовать по этому маршруту с выходом на н.п. Янгиз-Марьевка, КВС Чуприн принял самостоятельное решение на производство полета по неутвержденному маршруту Кумертау - Претория - Уральск (спрямленному). При следовании по этому маршруту на вызов диспетчера МДП экипаж не отвечал.
В 12:55 через экипажи других воздушных судов диспетчер МДП получил информацию от экипажа Чуприна о пролете им ОПРС Претория в 12:45 мск. Несмотря на неоднократные вызовы диспетчером МДП и экипажами других ВС, борт №19392 больше на связь не выходил.
Организованными поисками вертолет был обнаружен разрушенным и сгоревшим в заснеженной холмистой местности в 3 км северо-восточнее с. Абрамовка Переволоцкого района Оренбургской области (78 км северо-западнее г. Оренбург). Экипаж погиб. Катастрофа произошла в 13:00 мск (15:00 местного времени).
Комиссией установлено, что до пролета ОПРС Претория полет выполнялся в простых метеоусловиях при высоте облачности 300-400 м и видимости 4-6 км. Пройдя около 20 км от Претории в направлении Уральска, по показаниям пилота Бондарева, перегонявшего вертолет Ка-26 №19396 с завода в а/п Запорожье (для Запорожского ОАО) и выполнявшего полет следом за Ка-26 №19392, Чуприн выполнил разворот для следования по направлению Оренбурга по причине (предположительно) показаний вольтамперметра на разрядку аккумулятора или из-за ухудшения видимости. Выполняя рекомендацию Бондарева о постановке пакетного переключателя в положение «аккумулятор», Чуприн сообщил Бондареву: «Борт всё в порядке» и в дальнейшем взял курс для следования на Уральск. После пролета н.п. Сенное, расположенного в 4 км юго-западнее трассы МВЛ Оренбург - Претория, находясь над безориентирной заснеженной местностью, вертолет внезапно попал в зону густого тумана, не предусмотренного прогнозом погоды.
С целью перехода на визуальный полет пилот Чуприн, находясь в тумане, снизился ниже безопасной высоты, в результате чего вертолет с небольшим отрицательным углом тангажа и незначительным левым креном, на скорости горизонтального полета (130-140 км/ч) столкнулся с землей при повышающемся по курсу полета рельефе местности, разрушился и сгорел.
Управление движением вертолета осуществлялось от Кумертау до рубежа Октябрьское авиадиспетчером вертолетного завода, от Октябрьского до места происшествия - диспетчером МДП а/п Оренбург через экипажи других ВС, так как непосредственной связи с экипажем установить было невозможно.
По показаниям очевидцев, пилота Бондарева и командира АЭ Портнягина, производившего полеты на Ан-2 по розыску Ка-26 №19392, подтверждается наличие тумана в районе происшествия.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
2 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
снижение |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ка-26 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-19392 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
03.10.1972 |
Заводской номер ВС |
7202810 |
Наработка ВС (часы) |
4 |
Наработка ВС (циклы) |
13 |
Силовая установка |
КЕ232028 КЕ222063 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Перегоночный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Украинское УГА, Херсонский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Кумертау |
Пункт назначения |
Уральск |
Начальный пункт маршрута |
Кумертау |
Конечный пункт маршрута |
Винница |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Главной причиной катастрофы явилось снижение вертолета пилотом до высоты ниже безопасной с целью перехода на визуальный полет при внезапном попадании в туман, не предусмотренный прогнозом погоды, над безориентирной заснеженной местностью, в результате чего произошло его столкновение с землей.
Способствующие причины:
- неоправдавшийся прогноз погоды, выданный АМСГ КуВЗ;
- неудовлетворительная подготовка экипажа к полету, отразившаяся в неправильном расчете безопасной высоты полета (ниже на 85 м) и самовольном спрямлении маршрута;
- плохой контроль за подготовкой экипажа к перелету со стороны штурмана и диспетчера КуВЗ, который не руководствовался требованиями НПП ГА-71 и приказов МГА №450-67 г. и №721-67 г.;
- нарушение технологии работы диспетчером МДП а/п Оренбург, выразившееся в недостаточном контроле за полетами экипажей в части ведения графического контроля, в нарушение приказов МГА №450-67 г. и №721-67 г.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|