Командир вертолета 110 летного отряда приступил к работе на оперативной точке Новый Уштаган Гурьевской области Казахской ССР с 17 октября. Для его ввода в строй на оперативной точке находился командир звена.
В день происшествия экипаж должен был выполнить полет по заявке заказчика, Новоуштаганского эпидотряда, по маршруту Новый Уштаган - Есенгали для перевозки служебного пассажира - зоолога эпидотряда. КВС не имел допуска к перевозке пассажиров, поэтому командир звена принял решение выполнить полет сам.
Взлет произведен в 11:00 мск (13:00 местного времени). В течение 15 минут 42-45 секунд полет проходил без отклонений, на высоте 150-160 м (по барограмме). Примерно в 11:15:42(45) произошел обрыв лопасти верхнего несущего винта по пальцу осевого шарнира рукава №3 верхней втулки. На барограмме зафиксировано резкое увеличение высоты полета на 230 м (фактически, по показаниям очевидцев, изменения высоты полета не было. Вероятно, причиной этой записи на барограмме стал удар барографа о конструкцию вертолета при появлении неуравновешенных сил и моментов после отрыва лопасти). Вертолет перешел в резкое снижение, имеющее характер неуправляемого падения, которое продолжалось 15-18 секунд до столкновения с землей. По показаниям очевидцев (двоих детей), от вертолета «что-то отлетало с верхней части, после чего вертолет стал падать».
Комиссия пришла к заключению, что в результате обрыва лопасти мгновенно возникли значительные неуравновешенные силы и моменты, вследствие чего вертолет начал разрушаться в воздухе. Неуравновешенные силы от несущей системы передавались через тяги управления на ручку циклического шага и привели к ее резким отклонениям, в результате чего пилоту были нанесены смертельные удары (по заключению судебно-медицинской экспертизы, смерть пилота наступила до удара о землю в результате травматического разрыва сердца). Неуправляемый вертолет с разрушенной несущей системой и частично разрушенной конструкцией планера с большой вертикальной скоростью, отрицательным углом тангажа около 85° и правым креном около 15-20° столкнулся с землей в полупустыне в 26 км севернее н.п. Новый Уштаган (48°08’СШ, 48°58’ВД), перевернулся и разрушился. В момент удара о землю колонка несущих винтов вместе с редуктором полностью отделилась от вертолета и отлетела вперед по направлению полета на 9 м от места падения вертолета.
ГосНИИ ГА признаков усталостного разрушения пальца осевого шарнира рукава №3 верхней втулки не обнаружила. Его разрушение произошло от чрезмерно большой однократной изгибающей нагрузки, действовавшей в плоскости вращения по направлению вращения лопасти.
|