|
|
|
Катастрофа Ми-2 Украинского УГА близ Полтавы |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 11 апреля 1979 г.
Время: 12:25
Страна: СССР
Место происшествия: Украинская ССР, Полтавская область, Полтавский р-н, н.п. Трирогово, 13,5 км от а/п Полтава
Тип ВС: Ми-2
Регистрация ВС: СССР-14361
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Украинское УГА, Заводской ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Пилот 252 летного отряда выполнял полет по обслуживанию Полтавского газопромыслового управления. Заданием на полет был предусмотрен маршрут Полтава - Супруновка - Балясное - Опошня. Однако из-за наличия прогноза погоды по району Опошни, не соответствующего минимуму пилота, руководитель полетов а/п Полтава разрешил полет только до Супруновки.
Взлет в а/п Полтава на Супруновку (4 км от аэропорта) произведен в 12:02 мск. Взлет в Супруновке пилот доложил в 12:10. После получения корректива к прогнозу погоды, в нарушение требований нормативных документов переданного синоптиком АМСГ в устной форме, руководитель полетов разрешил пилоту следовать до Балясного. В 12:23 пилот доложил ложную информацию о посадке в н.п. Балясное. Свидетели показали, что пилот посадки не производил, а развернулся над н.п. Лозовка в сторону Полтавы. В 12:25 пилот передал ложную информацию, что заказчик от услуг вертолета отказался, хотя в Балясном вертолет посадки не производил и связи с заказчиком, ожидавшим вертолет в Опошне, не было. Комиссия считает, что наиболее вероятной причиной возврата стала встреча метеоусловий хуже минимума пилота или появление ненормальностей в работе матчасти вертолета. Больше связи с вертолетом не было.
Аварийная ситуация на борту наступила в 12:25 при полете вертолета в обратном направлении, в 4 км от точки возврата, на установленной высоте полета 100 м. При этом вертолет перешел в резкое снижение с левым разворотом и столкнулся с землей на территории брошенной усадьбы на окраине н.п. Трирогово (13,5 км от а/п Полтава, 49°41’СШ, 34°20’ВД) с вертикальной скоростью 10 м/с и поступательной скоростью 60-80 км/ч. При этом вертолет имел положительный угол тангажа, характерный для посадки, и незначительный правый крен 3-5°. Ручка «шаг-газ» находилась в полностью верхнем положении. После удара вертолет, разрушаясь, продвинулся 20 м и загорелся. пилот погиб.
Место посадки расположено в 150-200 м от точки начала снижения с высоты 100 м, что не позволяло произвести нормальную посадку ни по-вертолетному, ни по-самолетному, вследствие невозможности погасить поступательную скорость до безопасных пределов. Впереди и справа от площадки располагается глубокая пахота с уклонами, переходящими в крутой овраг с прудом и болотом в его пойме. Выбранная для посадки площадка располагается слева от линии полета и является непригодной для безопасной посадки - имеет уклон, покрыта кустарником и отдельными деревьями, в 30 м находится заброшенный дом. Для вписывания в траекторию с целью приземления в начале выбранной площадки пилоту необходимо было сбросить полностью «шаг-газ».
Свидетели показали, что вертолет летел на высоте 100 м под облаками и хорошо просматривался с земли.
Фактическая погода в районе полета была: высота облачности 200-300 м, местами 100-150 м, видимость 3-5 км, местами 1-3 км, тумана не было.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
1 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-14361 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
21.02.1977 |
Заводской номер ВС |
525109027 |
Наработка ВС (часы) |
1108 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
371651085 371653034 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Перегоночный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Украинское УГА, Заводской ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Полтава |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссия обнаружила нехарактерные сферические вмятины на передней части законцовок обеих лопастей хвостового винта, на кромке атаки. Диаметр вмятин составлял 35 мм, глубина 17-25 мм. Круглые вмятины симметрично расположены одна к другой и возникли вследствие прямого удара лопастями о постороннее тело, имеющее свободу перемещения (птиц). Повреждение лопастей хвостового винта привело к возникновению сильной тряски, частичной потере путевой управляемости вертолета и необходимости произвести экстренную вынужденную посадку в условиях острого дефицита времени и непригодности для посадки пролетаемой местности. Погода в момент происшествия не благоприятствовала благополучному завершению полета. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причиной авиационного происшествия явилось повреждение лопастей хвостового винта в полете при столкновении с птицами, что привело к возникновению сильной тряски, частичной потере путевой управляемости вертолета и необходимости произвести экстренную вынужденную посадку в условиях острого дефицита времени и непригодной для посадки местности. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|