|
|
|
Катастрофа Ка-26 Северо-Кавказского УГА в районе Усть-Джегуты |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 23 июня 1979 г.
Время: 11:07
Страна: СССР
Место происшествия: Ставропольский край, Карачаево-Черкесская АО, 1,5 км южнее Усть-Джегуты
Тип ВС: Ка-26
Регистрация ВС: СССР-24320
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Северо-Кавказское УГА, Ставропольский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Пилот 386 летного отряда выполнял внерейсовый полет по маршруту а/п Ставрополь - район Невинномысска по обслуживанию ГАИ МВД СССР для патрулирования госавтодорог.
Взлет в а/п Ставрополь произведен в 09:13 мск. Пилот произвел посадку у поста №1 ГАИ и взял на борт инспектора ГАИ. Взлет был произведен в 09:43.
При выполнении полета по автостраде на участке пост №1 - Невинномысск по рации инспектору ГАИ передали команду об изменении маршрута полета на Невинномысск - Черкесск для розыска якобы угнанной машины «Лада» белого цвета с преступниками, совершившими разбойное нападение в Минераловодском районе. В нарушение заключенного с ГАИ договора, а также инструкции №25/96-ДСП 156/5И-ДСП от 04.01.78 о порядке применения службой ГАИ патрульно-санитарных вертолетов пилот изменил установленный маршрут полета и в 10:40 мск произвел не предусмотренную заданием посадку в ауле Кубина Абазинского района Карачаево-Черкесской АО, где на борт, якобы с целью опознания угнанной машины, был взят двоюродный брат инспектора ГАИ, ученик 10 класса.
Взлет с места посадки у аула произведен около 11:00. Вертолет направился в сторону н.п. Красногорская. Дальнейший полет выполнялся без связи, по маршруту, не предусмотренному заданием на полет и договором с заказчиком, на высоте 50 м. Через 8-10 минут полета, в 11:07, произошло столкновение вертолета с проводами ЛЭП и его падение в реку Кубань в 1,5 км южнее н.п. Усть-Джегута Усть-Джегутинского р-на Карачаево-Черкесской АО (44°01’30”СШ, 41°58’ВД).
Комиссия установила, что при выполнении полета пилот поздно обнаружил провода ЛЭП и пытался увеличением мощности двигателей и взятием ручки «шаг-газ» вверх отвернуть от препятствия вправо. Вертолет столкнулся с проводами левой стороной фюзеляжа, левой основной стойкой шасси и лопастями верхнего несущего винта. После резкого торможения фюзеляжа возник опрокидывающий момент на левый борт. Лопасти нижнего несущего винта отрубили хвостовые балки в районе 4-5 шпангоутов. Вертолет перевернулся несколько раз относительно поперечной оси и в перевернутом положении с углом 60-65° упал в воду в 30-40 м от работающего земснаряда и затонул.
Вертолет поднят из воды командой земснаряда. КВС и инспектор ГАИ погибли. Тело постороннего пассажира не найдено.
Опоры ЛЭП расположены на противоположных берегах реки Кубань в 500 м друг от друга, на высоте 750 м и 670 м над уровнем моря. В месте столкновения с ЛЭП провисание проводов над водной поверхностью - 51 м.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
1 |
Пассажиры |
2 |
2 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ка-26 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-24320 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
29.07.1977 |
Заводской номер ВС |
7706107 |
Наработка ВС (часы) |
1437 |
Наработка ВС (циклы) |
1134 |
Силовая установка |
КЕ 743072 КЕ 713017 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Другие авиаработы |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Северо-Кавказское УГА, Ставропольский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Ставрополь (Шпаковское) |
Конечный пункт маршрута |
Ставрополь (Шпаковское) |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Выводы: выполняя полет на высоте 50 м, пилот не видел проводов ЛЭП, перекинутых через реку Кубань. Попытка отвернуть от препятствий оказалась безрезультатной. Вертолет столкнулся с проводами ЛЭП и упал в реку. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: катастрофа произошла из-за недостатков в организации и обеспечении полетов по обслуживанию ГАИ в Ставропольском ОАО, невыполнения договорных обязательств краевой ГАИ и личной недисциплинированности пилота, что привело к использованию вертолета не по назначению. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|