Пилот-инструктор и курсант выполняли учебный полет в зону по задаче №2 упражнения №2 КУЛП Як-18Т 77 г. Взлет с полевого аэродрома Комсомольское произведен с МК=265° в 10:09. Программа полета предусматривала полет в пилотажную зону высотой 800 м с целью обучения курсанта пилотировать самолет в горизонтальном полете, наборе и снижении. В зоне инструктор показывает выполнение элементов управления и передает управление курсанту, который повторяет их в разных направлениях 2-3 минуты.
Через 3 минуты 50 секунд после взлета экипаж доложил о наборе высоты 800 м и начале выполнения задания. В 10:22:55 на вызов руководителя полетов экипаж не ответил.
Самолет обнаружен полностью разрушенным на ячменном поле в 5 км юго-юго-восточнее н.п. Чкалово Краснокутского района (50°40’50”СШ, 47°03’30”ВД). Инструктор и курсант погибли. Очевидцев происшествия не найдено.
По остановившейся стрелке УС-450К установлено, что столкновение с землей произошло на скорости 412 км/ч. Удар произошел под углом наклона траектории -17°, с левым креном 5-7°. Разброс обломков с МК=190° составил около 200 м. Фюзеляж находится в 100 м от места первого удара под углом 110° к направлению разброса. Он разорван в нижней части по шпангоутам 12-13, пилотская кабина полностью разрушена. Двигатель находится в 160 м от места первого удара о землю.
По данным расшифровки бароспидографа К2-715, во время полета выполнялись снижения с уменьшением режима работы двигателя до малого газа, что приводило к незначительной потере скорости, а набор высоты производился с увеличением режима работы двигателя до номинала. Через 13 минут 15 секунд полета отмечено снижение приборной скорости от 182 км/ч до 152 км/ч в течение 8 секунд с последующим увеличением до 293 км/ч за 45 секунд. Далее за 20 секунд скорость росла до 412 км/ч при столкновении с землей (на барограмме отмечена максимальная скорость 350 км/ч, соответствующая пределу разрешающей способности барабана). Зафиксированная на указателе скорости значение скорости 412 км/ч соответствует проведенным расчетам для снижения с высоты 800 м по времени (1 минута 05 секунд). В процессе снижения экипаж предпринял попытку уменьшить угол снижения увеличением режима работы двигателя.
На месте повторного касания фюзеляжем земли обнаружен посторонний предмет - штырь Г-образной формы размерами 135х65 мм и диаметром 6 мм. Штырь имеет маркировку, частично деформирован.
Согласно заключению ГосНИИ ГА, на поверхности штыря спектральным анализом выявлены следы сплава на медной основе и следы сплава на алюминиевой основе. Таким образом, штырь мог находиться в контакте с элементами конструкции самолета. Однако, на поступивших на исследование деталях самолета (качалке системы управления рулем высоты и ее кронштейна) следов контакта именно с этим штырем нет.
Маркированный штырь является рабочим инструментом, использовался при монтаже деталей органов управления данного самолета и в момент происшествия (по заключению комиссии) находился в контакте с ними (комиссией установлено три возможных положения штыря, которые приводят к заклиниванию продольного управления самолетом).
Самолет прибыл в училище с ремонта на заводе 406 ГА 01.03.1983 и налетал после последнего ремонта 42 часа 50 минут, произведя 214 посадок. После ремонта проводилось 12 технических обслуживаний самолета по форме Б и одно обслуживание по форме Ф-1 (100 часов налета).
Комиссия провела осмотр других самолетов Як-18Т (ККЛУГА и АВЛУГА) №№44462, 44326, 44495, 44502, 44466, 44501 и 44278, прошедших капремонт на заводе 406 ГА. В хвостовых отсеках всех самолетов обнаружено незначительное количество посторонних предметов (гаек, винтов, металлизации, пломб и тд). На полу багажного отсека Як-18Т №44278 находился Г-образный предмет размерами 90х50 мм и диаметром 4 мм. В хвостовом отсеке Як-18Т №44262 находилось разрушенное птичье гнездо и мертвая птица.
Вскрыты серьезные недостатки в организации эксплуатации и летных испытаний самолетов после ремонта, а также в учете и хранении рабочего инструмента на АРЗ №406 ГА.
|