|
|
|
Катастрофа Ми-8 Узбекского УГА в районе Ангрена |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 10 апреля 1983 г.
Время: 12:33
Страна: СССР
Место происшествия: Узбекская ССР, Ташкентская область, близ н.п. Эрташ
Тип ВС: Ми-8
Регистрация ВС: СССР-22541
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Узбекское УГА, Сергелийский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 164 летного отряда выполнял аэровизуальные полеты по контролю за состоянием устойчивости горных склонов вблизи населенных пунктов по предгорью Кураминского хребта, идущего от Ангрена к перевалу Камчик вверх по реке Ангрен.
В 08:11 мск экипаж вылетел из а/п Сергели в район Ангрена и в 08:54 доложил о производстве посадки на площадку заказчика. Взяв на борт представителя заказчика, в 08:55 экипаж произвел взлет для выполнения задания.
Полетный вес и центровка не выходили за установленные нормы, прогнозируемая и фактическая погода соответствовали выполняемому заданию.
Пройдя траверз устья реки Ангрен, по показаниям очевидцев, вертолет возвратился и вошел в устье реки Эрташ. Выполняя полет на высоте около 1400 м по стандартному давлению, на истинной высоте около 100-115 м от уровня ущелья, вертолет столкнулся с проводами ЛЭП, в результате чего произошел обрыв лопасти №1 рулевого винта и частичное повреждение лопасти №2. Вследствие возникновения дисбаланса начали разрушаться хвостовая и концевая балки вместе с трансмиссией привода рулевого винта. Вертолет, потеряв управляемость, под действием реактивного момента несущего винта, начал вращаться влево и в таком состоянии, двигаясь со снижением, столкнулся с гребнем скалы на высоте 80 м. При этом отделилась и разрушилась хвостовая балка с частью фюзеляжа. Остальная масса вертолета в горящем состоянии упала у подножия отвесной скалы каньона реки Эрташ. Вертолет полностью разрушился и сгорел, все находившиеся на борту погибли. Обломки разбросаны на площади 300х100 м.
Катастрофа произошла в 10:33 мск (по наручным часам экипажа) в высокогорной местности Чаткальского хребта, в 2 км юго-восточнее н.п. Эрташ, 25 км юго-восточнее г. Ангрен (41°08’30”СШ, 70°21’48”ВД), на высоте 1280 м над уровнем моря. Максимальное превышение склоном ущелья справа - 1438 м, слева - 1594 м.
Бортовой самописец САРПП-12 сгорел, что не позволило с достоверной точностью оценить действия экипажа в процессе возникновения и развития аварийной ситуации.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
4 |
4 |
Пассажиры |
1 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
выполнение авиаработ |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-8 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-22541 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
31.08.1970 |
Заводской номер ВС |
0149 |
Наработка ВС (часы) |
9652 |
Наработка ВС (циклы) |
18905 |
Силовая установка |
С96101151 С91211046 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Воздушные съемки |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Узбекское УГА, Сергелийский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Сергели |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Расследованием установлено, что командир вертолета, имея определенный опыт летной работы, в нарушение НПП ГА-78 и Руководства по съемочным полетам, предварительную подготовку в составе экипажа для выполнения конкретного полетного задания с привлечением заказчика не проходил. В нарушение п. 10.3.4 НПП ГА-78, перед началом работ обзорный полет с целью определения расположения искусственных препятствий не выполнялся. В результате этого, при входе в устье реки Эрташ, не обеспечив полную осмотрительность, следуя на высоте 100-115 м, экипаж допустил столкновение с проводами ЛЭП. Малозаметность проводов на фоне горного рельефа в ущелье из-за отсутствия маркировки затрудняло их своевременное обнаружение экипажем. При возникновении аварийной ситуации экипаж не имел возможности предотвратить ее переход в катастрофическую ситуацию из-за малой ширины ущелья и отсутствия площадок для приземления. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: причиной катастрофы явилась неудовлетворительная подготовка экипажа к выполнению аэровизуальных полетов в горной местности и отсутствие должной визуальной осмотрительности членов экипажа в полете.
Происшествию сопутствовала трудность обнаружения проводов ЛЭП на фоне горного рельефа из-за отсутствия их маркировки.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|