|
|
|
Катастрофа Ми-8 Архангельского УГА в районе Нарьян-Мара |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 24 апреля 1979 г.
Время: 13:43
Страна: СССР
Место происшествия: Архангельская область, НАО, близ а/п Нарьян-Мар
Тип ВС: Ми-8
Регистрация ВС: СССР-25968
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Архангельское УГА, Нарьян-Марский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 73 летного отряда выполнял полеты по заявке Хорей-Верской нефтегазоразведочной экспедиции. В 10:21 произведен взлет с а/д Нарьян-Мар. Метеоусловия были простые и не препятствовали выполнению полетов. Последний взлет произведен в 12:54 с посадочной площадки Хыльчую-16. На борту находилось два служебных пассажира и пять пустых кислородных баллонов. Взлетный вес (10042 кг) и центровка не превышали установленные значения.
Заход на посадку выполнялся на вертолетную площадку Хорей-Верской НГРЭ, расположенную в районе а/д Нарьян-Мар (67°38’ СШ, 53°07’ ВД). В 13:41:55 экипаж доложил диспетчеру СДП о готовности к посадки, но вследствие наложения информации от другого ВС начало доклада было неразборчивым. В 13:42:09 экипаж повторно доложил о готовности к посадке, но диспетчер СДП на доклад не ответил и за заходом вертолета не наблюдал.
В 13:43:07 диспетчеру АДП а/п Нарьян-Мар поступило сообщение об авиационном происшествии с вертолетом.
По показаниям очевидцев, заход на посадку вертолета не отличался от обычного. Над площадкой вертолет завис на высоте 10-20 м. На висении начались резкие повороты хвостовой балки вправо-влево, затем началось вращение вертолета по часовой стрелке с нарастающей скоростью. Вертолет сделал 2-3 оборота вокруг вертикальной оси, накренился влево, упал на левый борт и разрушился. При падении он не вращался. Место столкновения с землей находится в 3-4 метрах от бетонной вертолетной площадки. Один пассажир и три члена экипажа погибли при ударе. Второй пилот и другой пассажир доставлены в больницу в тяжелом состоянии, где оба скончались в тот же день.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
4 |
4 |
Пассажиры |
2 |
2 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-8 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-25968 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
30.01.1976 |
Заводской номер ВС |
6315 |
Наработка ВС (часы) |
2972 |
Наработка ВС (циклы) |
8036 |
Силовая установка |
С95101053 С98101306 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Архангельское УГА, Нарьян-Марский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Выводы: на основании результатов исследований разрушенных частей вертолета и их взаимного расположения, расчетов и моделирования динамики развития происшествия, подтвержденных показаниями очевидцев, начало развития скоротечной аварийной ситуации произошло на высоте 10-15 м. Вертолет с креном не менее 30°, с большой вертикальной скоростью, без какого-либо перемещения, ударился о землю и разрушился.
По заключению ГосНИИ ЭРАТ ГА, все гидроагрегаты вертолета работоспособны. Признаков их отказа не обнаружено. Следов схватывания металла в парах, а следовательно, и заедания золотников, не обнаружено. На гидроусилителе КАУ-30Б №0306210522 имеются потертости поверхности трения золотника клапана автопилота, а на КАУ-30Б №026210340 - повреждения на поверхности золотника. Гидроусилители РА-60Б и КАУ-30Б №№0306210522 и 02610340 испытывались на стенде и были работоспособны. Третий КАУ-30Б системы продольного управления не исследовался на стенде из-за повреждений при ударе. ГосНИИ ЭРАТ ГА также сделано заключение о его вероятной работоспособности до момента столкновения с землей. Риски и потертости на рабочих поверхностях гильз и золотников возникли при нормальной эксплуатации гидросистемы и не могли являться причиной отказа авиационной техники.
Комиссия по расследованию катастрофы сделала следующий вывод: по данным результатов исследования в ГосНИИ ЭРАТ ГА агрегатов гидросистемы вертолета, на рабочих поверхностях гильз и золотников имеются риски и потертости. В гидрожидкости, слитой из полостей фильтров гидроусилителей, имеются механические частицы. По техническим условиям размер сетки фильтрующих элементов гидросистемы составляет 12 микрон, что значительно больше зазора в золотниковых парах гидроусилителей (4-9 микрон). Перечисленные факты не исключают возможности кратковременного заедания золотников в агрегатах гидросистемы и, как следствие, ее отказ в работе.
Заключение: Причиной катастрофы явилась потеря путевой управляемости вертолета на висении из-за отказа в работе гидросистемы, в условиях которой экипаж с пилотированием не справился.
В особом мнении член комиссии - представитель ГосНИИ ЭРАТ ГА, считает на основании заключения ГосНИИ ЭРАТ ГА, что отказ авиационной техники не является причиной АП. Предположительной причиной катастрофы послужили ошибки в действиях экипажа вертолета в момент посадки.
В особом мнении член комиссии - представитель МАП также считает что отказа авиационной техники не было. Причиной катастрофы явилась ошибка экипажа, выразившаяся в потере оборотов несущего винта при висении. Отказов гидроусилителей по причине недостаточной фильтрации гидрожидкости не было. Установленные ГОСТ 6-й класс чистоты при выпуске агрегатов и 8-й класс чистоты фильтрации при эксплуатации позволяют допустимое количество и размеры частиц загрязнений в гидрожидкости, не влияющие на надежность работы агрегатов и системы в целом.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|