Экипаж 350 летного отряда Ямало-Ненецкого ПО выполнял полет по гравиметрической съемке. На борту находились 2 служебных пассажира заказчика - работники полевой партии геодезического треста.
Взлет в а/п Мыс Каменный произведен в 09:59 мск. В 12:30 мск (14:30 местного времени) при выполнении очередной посадки в 160 км северо-западнее а/п Мыс Каменный (69°20’ СШ, 70°33’ ВД) на подобранную с воздуха площадку в 25 м от берега одного из Нейтихинских озер п-ва Ямал с режима висения были высажены один служебный пассажир с геодезическим прибором и бортмеханик, который в нарушение технологии работы экипажа произвел осмотр места приземления с целью определения плотности грунта визуально, без использования лома. Не определив фактической плотности грунта, он жестом подал команду КВС на сброс общего шага. В момент сброса общего шага несущего винта, по заявлению экипажа, возник «рывок» вертолета вперед и вправо с наклоном вперед, который произошел вследствие проваливания правого колеса в грунт, не имевший достаточной плотности. КВС вместо единственно правильного решения выключить двигатели, проявив растерянность, инстинктивным энергичным движением ручки «шаг-газ» (по его объяснениям, с целью предотвратить повреждение лопастей несущего винта о землю) отделил вертолет от земли. В результате некоординированных действий рулями, связанных со скоротечностью события, вертолет отделился с отрицательным углом тангажа и вращением влево. В дальнейшем, вращаясь с большой угловой скоростью, вертолет зацепил лопастями несущего винта за землю, опрокинулся на правый борт и разрушился. Бортмеханик, пытаясь отбежать от опрокидывающегося вертолета, попал в зону вращения несущего винта и погиб. Остальные члены экипажа и служебный пассажир получили ушибы. Ранее высаженный второй служебный пассажир упал в озеро из-за струи воздуха от винта, но не пострадал. У вертолета разрушены лопасти несущего винта, хвостовой винт, хвостовая балка с хвостовым валом, центральная часть фюзеляжа вверху от 17 до 23 шпангоута.
|