Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8 Тюменского УГА в Ямальском районе ЯНАО
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  07 сентября 1979 г.
Время:  14:30
Страна:  СССР
Место происшествия:  Тюменская область, ЯНАО, Ямальский район, 69°20’ СШ, 70°33’ ВД
Тип ВС:  Ми-8
Регистрация ВС:  СССР-22225
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Тюменское УГА, Ямало-Ненецкое ПО
 


Описание
    Экипаж 350 летного отряда Ямало-Ненецкого ПО выполнял полет по гравиметрической съемке. На борту находились 2 служебных пассажира заказчика - работники полевой партии геодезического треста.
    Взлет в а/п Мыс Каменный произведен в 09:59 мск. В 12:30 мск (14:30 местного времени) при выполнении очередной посадки в 160 км северо-западнее а/п Мыс Каменный (69°20’ СШ, 70°33’ ВД) на подобранную с воздуха площадку в 25 м от берега одного из Нейтихинских озер п-ва Ямал с режима висения были высажены один служебный пассажир с геодезическим прибором и бортмеханик, который в нарушение технологии работы экипажа произвел осмотр места приземления с целью определения плотности грунта визуально, без использования лома. Не определив фактической плотности грунта, он жестом подал команду КВС на сброс общего шага. В момент сброса общего шага несущего винта, по заявлению экипажа, возник «рывок» вертолета вперед и вправо с наклоном вперед, который произошел вследствие проваливания правого колеса в грунт, не имевший достаточной плотности. КВС вместо единственно правильного решения выключить двигатели, проявив растерянность, инстинктивным энергичным движением ручки «шаг-газ» (по его объяснениям, с целью предотвратить повреждение лопастей несущего винта о землю) отделил вертолет от земли. В результате некоординированных действий рулями, связанных со скоротечностью события, вертолет отделился с отрицательным углом тангажа и вращением влево. В дальнейшем, вращаясь с большой угловой скоростью, вертолет зацепил лопастями несущего винта за землю, опрокинулся на правый борт и разрушился. Бортмеханик, пытаясь отбежать от опрокидывающегося вертолета, попал в зону вращения несущего винта и погиб. Остальные члены экипажа и служебный пассажир получили ушибы. Ранее высаженный второй служебный пассажир упал в озеро из-за струи воздуха от винта, но не пострадал. У вертолета разрушены лопасти несущего винта, хвостовой винт, хвостовая балка с хвостовым валом, центральная часть фюзеляжа вверху от 17 до 23 шпангоута.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 1
Пассажиры 2 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета посадка или пробег
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8
Регистрационный номер (id) ВС СССР-22225
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.03.1976
Заводской номер ВС 6355
Наработка ВС (часы) 3408
Наработка ВС (циклы) 6980
Силовая установка С99101180 С95401288


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Воздушные съемки
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Тюменское УГА, Ямало-Ненецкое ПО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Мыс Каменный
Конечный пункт маршрута Мыс Каменный


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами ЧП являются ошибочные действия экипажа по определению плотности грунта и возможности полного сброса «шаг-газа», а также растерянность и неправильные действия командира вертолета после кренения и проваливания вертолета.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.