|
|
|
Катастрофа Ми-4 Таджикского РПО ГА в районе Сангвора |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 15 августа 1979 г.
Время: 12:00
Страна: СССР
Место происшествия: Таджикская ССР, Тавиль-Даринский район, 7 км от н.п. Сангвор
Тип ВС: Ми-4
Регистрация ВС: СССР-14259
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Таджикское РПО ГА, Душанбинский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 401 летного отряда Душанбинского ОАО выполнял полеты по гравиметрической съемке по заявке управления геологии при Совете Министров Таджикской ССР.
В 04:04 мск экипаж вылетел из аэропорта базирования Гарм на основную базу заказчика в Навабаде, расположенную в 20 км от а/п Гарм. В 04:47, взяв на борт шесть бортоператоров заказчика, экипаж перелетел на оперативную точку Сангвор, где оставил трех бортоператоров и бочку с бензином (500 л).
В 05:41 экипаж вылетел к месту работы в районе хребта Петра I по гравиметрической съемке местности. В 07:33, при очередной посадке на оперативной точке Сангвор экипаж дозаправил из бочки 260 кг топлива (общая заправка составила 445 кг) и взлетел для продолжения работы. Через 35 минут (в 08:30) экипаж вновь произвел посадку на оперативной точке Сангвор и примерно в 08:38 вылетел в район работ на удалении 7 км от этой точки. Около 09:00 мск (12:00 местного времени), при облете местности для выбора места очередной посадки на высоте 3110 м вертолет столкнулся со склоном горы, разрушился и почти полностью сгорел. КВС, бортмеханик и три бортоператора погибли. Второй пилот при ударе был выброшен из пилотской кабины, получил тяжелые травмы и скончался в больнице через 2 дня. Место катастрофы расположено в 55 км с А=110° от н.п. Гарм (35 км северо-восточнее а/п МВЛ Тавиль-Дара)
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
3 |
Пассажиры |
3 |
3 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
выполнение авиаработ |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-4 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-14259 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
07.08.1965 |
Заводской номер ВС |
11176 |
Наработка ВС (часы) |
4117 |
Наработка ВС (циклы) |
6818 |
Силовая установка |
Б9837666 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Воздушные съемки |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Таджикское РПО ГА, Душанбинский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
На основании осмотра места происшествия, исследования оставшихся деталей и частей вертолета, опроса второго пилота, установлено, что причиной авиационного происшествия явился полный отказ двигателя в полете при остром дефиците времени и малом запасе высоты над местностью, непригодной для посадки вертолета на режиме авторотации несущего винта. Полная потеря мощности двигателя в полете, по показаниям второго пилота, сопровождалась изменением шума работы силовой установки, разбалансировкой (стремлением опустить «нос»), энергичным снижением. Отказ двигателя, вероятно, произошел в конце выполнения левого разворота на высоте 70-100 м, скорости 80-100 км/ч. Вертикальная скорость на режиме снижения при постоянной скорости 100 км/ч (режиме авторотации несущего винта) составляла около 7-8 м/с, что соответствует фактическим условиям полета (барометрической высоте, температуре наружного воздуха, полетному весу). При подходе к земле за счет «подрыва» вертолета энергичным увеличением общего шага до 13° командиру частично удалось погасить вертикальную скорость. В момент удара о землю поступательная скорость была около 80 км/ч, вертикальная скорость 1-3 м/с, левый крен - до 30°, угол тангажа 1-3° на кабрирование. Левый крен объясняется стремлением экипажа избежать лобового столкновения со склоном горы по направлению полета отворотом влево, в русло ручья. После первого столкновения с землей вертолет отделился и, перемещаясь по склону горы, пролетел около 30 м со скоростью около 60 км/ч. Ударившись о землю второй раз, вертолет перемещался по инерции 65 м вниз по склону и оказался в узком (шириной 2-3 м) русле ручья. Затем вертолет столкнулся с противоположным склоном на другом берегу ручья, окончательно разрушился и загорелся. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: причиной катастрофы является полный отказ двигателя в полете на малой высоте, в условиях, непригодных для производства вынужденной посадки.
Инженерно-техническая подкомиссия сделала заключение, что истинную причину отказа двигателя установить не представилось возможным ввиду уничтожения двигателя, редуктора, планера и других частей вертолета огнем.
На основании статистики полных отказов двигателей АШ-82В на вертолетах Ми-4 можно предполагать, что вероятными причинами отказа двигателя могли быть:
- отказ переключателя магнето ПМ-1;
- самопроизвольное закрытие в полете пожарного крана.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|