|
|
|
Катастрофа Ми-8 Тюменского УГА в Мегионе |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 10 июля 1979 г.
Время: 15:46
Страна: СССР
Место происшествия: Тюменская область, ХМАО, вертодром Мегион-северный
Тип ВС: Ми-8
Регистрация ВС: СССР-25761
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Тюменское УГА, Нижневартовский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 331 летного отряда выполнял задание по обслуживанию Мегионской нефтеразведочной экспедиции из н.п. Мегион по площадкам на буровых.
После налета в день происшествия 2 часа 50 минут экипаж в 12:55 мск произвел посадку для дозаправки и загрузки на вертодроме Мегион-северный, расположенном в 2,5 км от н.п. Мегион (61°03’ СШ, 76°07’ ВД). Заказчик подвез груз и 16 пассажиров для доставки на буровые. Заявленный вес груза составлял 492 кг (по документам 180 кг продуктов, 4 задвижки по 40 кг и 12 буровых долотьев по 16 кг). Затем в список служебных пассажиров был добавлен находящийся на борту стропальщик (для предстоявшей работы с внешней подвеской). Экипаж к контролю за фактической загрузкой вертолета отнесся безответственно, полагаясь на достоверность количества груза, указанного в предоставленных заказчиком сопроводительных документах.
К имеющимся на борту 500 литрам топлива было дозаправлено еще 2000 литров. Согласно заправки и загрузочной ведомости взлетный вес составлял 11365 кг, что не превышало допустимый для взлета в зоне влияния «воздушной подушки» при данных метеоусловиях (облачность 10/0 верхняя, видимость более 10 км, ветер 340° 4 м/с, давление 756 мм рт.ст., температура +22°С). Фактически на борту находилось 922 кг груза и взлетный вес составлял 11982 кг, что на 912 кг превышало допустимый вес для конкретных условий на момент АП.
Выбранный командиром метод взлета в зоне влияния «воздушной подушки» являлся необоснованным и ошибочным. Исходя из условий взлета, слабого и неустойчивого направления ветра, высокой температуры наружного воздуха, метод взлета должен был быть выбран только без учета влияния «воздушной подушки» и тогда максимально допустимый взлетный вес составил бы 11070 кг.
После зависания над площадкой на высоте 3-4 м против ветра на взлетном режиме двигателей КВС развернул вертолет вправо на 70-80° и, сместившись назад на 10-15 м, с высоты 1,5-2 м начал разгон скорости с неизменным углом тангажа. В процессе разгона обороты несущего винта уменьшились с 94% на висении до 90% к моменту удара о землю на скорости 20-25 км/ч.
Постепенно снижаясь, вертолет ударился о землю на удалении 80 м от площадки, разрушился и загорелся. Пожар начался из-за выбивания керосина через горловину из дополнительной бочки внутри фюзеляжа при работающих двигателях и необесточенной электрсети. Члены экипажа, получившие незначительные телесные повреждения (бортмеханик-стажер невредим), и 14 из 17 пассажиров покинули горящий вертолет. Командир вертолета через некоторое время бросился в горевший общим костром вертолет через разбитый фонарь пилотской кабины. В этот момент произошло обрушение прогоревшей конструкции вертолета. КВС и оставшиеся на борту три пассажира погибли. Из 14 оставшихся в живых пассажиров 10 были госпитализированы с ожогами, 4 отпущены домой. 1 пассажир скончался от ожогов на 4-ые сутки, второй пассажир скончался еще через несколько дней.
Катастрофа произошла в 13:46 мск (15:46 местного времени).
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
4 |
1 |
Пассажиры |
17 |
5 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
взлет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-8 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-25761 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
28.03.1974 |
Заводской номер ВС |
4461 |
Наработка ВС (часы) |
4945 |
Наработка ВС (циклы) |
11597 |
Силовая установка |
С9231207 С95201306 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Тюменское УГА, Нижневартовский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Мегион |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Мегион |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
После запуска двигателей и выполнения контрольного висения перед взлетом КВС, несмотря на значительный опыт работы, не смог определить или просто пренебрег фактической перегрузкой вертолета и принял безрассудное решение на продолжение взлета вплоть до столкновения с землей, хотя правильным решением было бы немедленно прекратить разгон скорости на любом этапе взлета.
Выводы: аварийная ситуация при взлете возникла вследствие превышения на 912 кг взлетного веса вертолета, перезатяжеления несущего винта, что привело к падению его оборотов, снижению вертолета с последующим ударом носовой частью о землю, разрушению и возникновению пожара. Отказов и неисправностей авиационной техники до столкновения с землей не было.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: катастрофа вертолета произошла в результате нарушения экипажем НПП ГА-78 п.3.3.2, 3.3.5, 4.3.8, 4.3.9, 8.3.2 и РЛЭ Ми-8, выразившееся в превышении максимально допустимого взлетного веса для конкретных условий, а также вследствие представления экипажу недостоверных сведений о загрузке заказчиком. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|