|
|
|
Катастрофа Ми-8 Тюменского УГА в районе н.п. Русскинские |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 03 сентября 1981 г.
Время: 12:08
Страна: СССР
Место происшествия: Тюменская область, ХМАО, Сургутский район, оз. Волоктаэнтльлор, 31 км северо-восточнее пос. Русскинские
Тип ВС: Ми-8
Регистрация ВС: СССР-25745
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Тюменское УГА, Сургутский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
В день происшествия экипаж 121 летного отряда Сургутского ОАО выполнял полеты по обслуживанию Сургутской геологоразведочной экспедиции (перевозка вахты и грузов по маршруту: Черная Речка - буровые №157, 8, 79, 92 - подбаза Русскинские).
В 09:51 мск (11:51 местного времени) экипаж вылетел с буровой №92 на подбазу Русскинские. На борту находилось 14 пассажиров.
Через 17 минут полета, на высоте 200 м вертолет начал вращаться влево со снижением и периодическими изменениями тангажа и крена. Экипаж не смог прекратить вращение и снижение вертолета и он упал в озеро Волоктаэнтльлор глубиной в месте падения 1,5 м (62°17’ СШ, 74°06’ ВД), в 111 км северо-восточнее а/п Сургут и в 31 км от пункта назначения. 12 пассажиров, второй пилот и бортмеханик погибли, 2 пассажира и КВС получили ранения. При ударе о воду вертолет разрушился и находился в полузатопленном состоянии на правом борту. Место катастрофы было обнаружено с воздуха через два часа после АП. Трое пострадавших сняты с вертолета с режима висения.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
2 |
Пассажиры |
14 |
12 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-8 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-25745 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
22.02.1974 |
Заводской номер ВС |
4443 |
Наработка ВС (часы) |
6736 |
Наработка ВС (циклы) |
12554 |
Силовая установка |
С95201243 С95101192 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Тюменское УГА, Сургутский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссия установила, что на высоте 200 м, при скорости полета 170-190 км/ч произошел отказ путевого управления. Началось интенсивное вращение вертолета влево с колебаниями по крену и тангажу. КВС попытался прекратить вращение и удержать вертолет в горизонтальном положении, однако, полностью рекомендации РЛЭ по действиям в данной аварийной ситуации выполнить не смог. Вращение со снижением продолжалось. Сделав 8-9 оборотов, через 28 секунд после начала аварийной ситуации, вертолет столкнулся с поверхностью озера с правым креном около 18° и тангажом на пикирование около 14°.
Отказ путевого управления произошел вследствие рассоединения привода рулевого винта из-за нарушения кинематической связи в шлицевой муфте соединения задней шарнирной части хвостового вала с промежуточным редуктором.
Исследование в ГосНИИ ГА показало, что нарушение кинематической связи в шлицевой муфте №6 произошло из-за полного износа шлицов заднего наконечника задней шарнирной части хвостового вала. Износ шлицов произошел вследствие возникновения недопустимой взаимной несоосности наконечника и стакана муфты при наличии в ней смазки.
Недопустимый взаимный перекос элементов муфты №6 возник в процессе эксплуатации вертолета вследствие прогрессирующего раскрытия стыка промежуточного редуктора со шпангоутом №3 концевой балки. Расследованием установлено, что причиной раскрытия стыка явился значительный износ опорных поверхностей под головками болтов и под гайками крепления редуктора к шпангоуту №3, а также торцевых посадочных поверхностей фланцев картера редуктора. Повышенному износу способствовало отсутствие шайб под головками болтов, что является нарушением рабочего чертежа 8АТ-0610-00, допущенного при монтаже промежуточного редуктора во время ремонта вертолета на заводе №402 ГА.
Износ опорных поверхностей под головками болтов и гайками мог начаться вследствие недостаточной плотности соединения фланца промежуточного редуктора со шпангоутом №3. Наиболее вероятной причиной этого явилось сочетание недостаточной затяжки соединения при монтаже редуктора и наличие краски на стыковочном фланце крепления промежуточного редуктора. Последующей повышенной выработке опорных поверхностей способствовало отсутствие шайб под головками болтов.
Раскрытие стыка редуктора со шпангоутом и износ шлицов происходили в процессе эксплуатации постепенно, в течение длительного времени (ремонт на заводе ГА завершен 30.11.1980 г., наработка ппр составила 926 часов 26 минут и 1851 посадка). Несмотря на предусмотренные регламентом технического обслуживания периодическую проверку затяжки болтовых соединений крепления промежуточного редуктора и инструментальные замеры изломов хвостового вала и боковых зазоров в его шлицевых муфтах, дефект не был обнаружен в процессе технического обслуживания вертолета в АТБ Сургутского ОАО. 2 сентября проводились 300-часовые регламентные работы, на которых должны были проводиться вышеуказанные проверки. Износные повреждения не были обнаружены техническим составом, что свидетельствует о низком качестве проведенных работ.
В Сургутском АТБ выявлены серьезные недостатки в организации работ по обслуживанию вертолетов Ми-8:
- малый опыт работы специалистов АТБ на вертолетах Ми-8;
- выполнение ответственных операций и их контроль производились лицами, не имеющими необходимого практического опыта;
- в сменах отсутствуют инженеры ОТК.
Неудовлетворительному обслуживанию в АТБ вертолетов Ми-8 также способствует низкое качество эксплуатационно-технической документации.
Конструкция хвостовой балки и трансмиссии вертолета обладает низкой эксплуатационной технологичностью в связи с крайне затрудненным доступом к шлицевым муфтам и промежуточному редуктору.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: причиной катастрофы вертолета явился отказ путевого управления вследствие полного износа шлицов хвостового вала из-за нарушений, допущенных во время ремонта вертолета на заводе №402 ГА, выразившихся в непостановке шайб под головки болтов крепления и наличия краски на стыковочном фланце крепления промежуточного редуктора при его монтаже на шпангоут, а также в возможной недозатяжке этих болтов. Указанные недостатки и нарушение плотности данного соединения не были выявлены инженерно-техническим составом АТБ Сургутского ОАО в процессе эксплуатации вертолета. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|