В 08:49 мск (09:49 мест. вр.) экипаж Ан-2 №40564 72 летного отряда Сыктывкарского ОАО, следовавший рейсом И-225 по маршруту Сыктывкар – Помоздино через Усть-Кулом (вылет в 08:15), доложил диспетчеру КДП МВЛ а/п Усть-Кулом о входе в зону по ПВП на высоте 300 м и расчетное время пролета а/п Усть-Кулом в 09:13. Диспетчер разрешил подход на высоте 300 м по ПВП с докладом рубежа 20 км, выдав экипажу обратный пеленг 87°, что соответствовало нахождению ВС на ЛЗП.
Экипаж Ан-2 №01808 того же летного отряда выполнял рейс И-210 Троицко-Печорск – Усть-Кулом – Сыктывкар. Рейс был прерван в а/п Усть-Кулом 25 ноября по метеоусловиям а/п Сыктывкар. В 08:56 экипаж получил разрешение на вылет из а/п Усть-Кулом по маршруту на Сыктывкар по ПВП.
В 09:06 экипаж Ан-2 №40564 доложил рубеж 20 км и получил указание занять высоту 150 м по давлению 741 мм рт.ст. для следования на Помоздино через ОПРС Усть-Кулом, как это предусматривает ИПП а/п Усть-Кулом.
Прогноз погоды по а/п Усть-Кулом с 08:00-12:00-15:00 предусматривал: облачность 10 баллов, кучево-дождевая, разорвано-дождевая высотой 150-200 м, во втором сроке 200-300 м, средняя. Кратковременный снег, видимость 6-10 км, в снеге 2-4 км, в облаках умеренное обледенение, ветер 130-150° 5-8 м/с.
Фактическая погода а/п Усть-Кулом за 09:05 была: облачность 10/10, слоисто-дождевая 180 м, снег, видимость 4 000 м. Назначенная диспетчером высота 150 м при фактической высоте облачности 180 м не соответствовала требованиям НПП ГА-78 в части обеспечения минимального вертикального расстояния 50 м от ВС до НГО.
По показаниям экипажа Ан-2 №40564, высота облачности в зоне взлета и посадки а/п Усть-Кулом составляла 200-250 м при видимости 3-5 км, ухудшавшейся за счет дымки и слабого снега.
В 09:06 экипаж Ан-2 №01808 получил разрешение диспетчера КДП МВЛ выруливать на исполнительный старт с МК=80°, при этом диспетчер, в нарушение Технологии работы диспетчера, не сообщил скорость и направление ветра, а также высоту нижней границы облачности. В 09:09 по разрешению диспетчера экипаж произвел взлет. Подходящий к аэродрому на высоте 150 м экипаж Ан-2 №40564 передал диспетчеру, что следует на ОПРС. Через 50 секунд после взлета и набора высоты экипаж Ан-2 №01808 доложил о взлете и запросил: «Разрешите правым на курс». Диспетчер ответил: «01808, выход правым, рубеж 20 на 150 доложите». Разрешение на выход правым разворотом являлось нарушением ИПП а/п Усть-Кулом, предусматривающем после взлета с МК=80° для следования на Сыктывкар выход левым разворотом на КО Ульяново для исключения встречного движения. Заданная высота 150 м также не соответствовала требованиям НПП ГА-78 (при НГО 180 м). По расчету, к этому моменту Ан-2 №40564 находился в 10 км от КТА. Экипаж Ан-2 №01808 о наборе заданной высоты не сообщил, необходимый курс для следования по разведенному маршруту на Ульяново не взял, а выполнял полет с курсом, обратным посадочному, навстречу Ан-2 №40564 без доклада об этом диспетчеру.
В 09:12 фактическая видимость на аэродроме резко уменьшилась с 4 000 м до 2 000 м, что не соответствовало для выполнения полетов по ПВП обоим экипажам (минимумы 150х2000 м). В нарушение НМО ГА-73 техник-наблюдатель АМСГ видимость 2 000 м диспетчеру не передал. Снежный заряд, ухудшивший видимость до 2 000 м, а затем в 09:35 – до 1 500 м, смещался к аэродрому с южного, юго-западного направления в район, где затем произошло АП и где проходил полет Ан-2 №01808, экипаж которого, встретив метеоусловия, не соответствующие ПВП, не принял мер по обеспечению безопасности полета в нарушение НПП ГА-78, и продолжал полет в условиях хуже минимума полетов по ПВП. Самолет на фоне облачности, снегопада и подоблачной дымки, при ухудшенной горизонтальной видимости, сливался с окружающей средой, что значительно затрудняло его своевременное обнаружение экипажем Ан-2 №40564. При этом, горизонтальная видимость под облаками в снегопаде для экипажа Ан-2 №40564 составляла менее 1 500 м при видимости у земли 3 000 м, что не было учтено экипажем и оказывало влияние на своевременность обнаружения Ан-2 №01808. За 35 секунд до столкновения экипаж Ан-2 №01808 запросил, а через 5 секунд, не дожидаясь разрешения, доложил о пересечении посадочного курса без уточнения места пересечения. По расчетам, в это время Ан-2 №01808 находился на удалении 4 км от КТА с магнитным курсом около 330°. На запрос диспетчера о местонахождении Ан-2 №40564 его экипаж сообщил о подходе к н/п Носим и подтвердил принятую информацию о наличии пересекающего ему курс самолета. В это время расстояние до точки пересечения их маршрутов было по 1,5 км от каждого ВС и между ними составляло 4,5 км. Ан-2 №40564 следовал с МК=87°. Через 33 секунды, в 09:13 мск, следуя на встречно-пересекающихся под углом 60° курсах, ВС столкнулись в районе н/п Носим Усть-Куломского р-на на удалении 5 км от а/д Усть-Кулом с азимутом 290°. По заявлению экипажа Ан-2 №40564, Ан-2 №01808 неожиданно появился справа и несколько сверху. Проверяющий Акутин, увидев его, принял меры по отвороту влево и вниз, но предотвратить столкновение не смог. Ан-2 №01808 упал в лес в 2 км от н/п Носим (61°43’ СШ, 53°36’ ВД), разрушился и сгорел. Экипаж и пассажиры (11 взрослых и 1 ребенок) погибли. Столкновение с землей в лесу с высотой деревьев до 20 м произошло по траектории, близкой к вертикальной, с углом тангажа (-60)° и правым креном 20°, в 200-250 м от места столкновения в воздухе. Фюзеляж, ориентированный с МК=270°, разрушился до 15 шпангоута и частично сгорел. Хвостовая часть сохранилась, опирается на деревья и землю под углом 60° с правым креном 60°.
Экипаж Ан-2 №40564 произвел вынужденную посадку в а/п Усть-Кулом (происшествие классифицируется, как поломка). Никто и находившихся на борту 12 взрослых пассажиров и 3 членов экипажа не пострадал. Самолет имеет повреждение консоли правого верхнего полукрыла, начиная с 16 нервюры, с отрывом и потерей в полете законцовки крыла и части внешнего предкрылка.
|