|
|
|
Катастрофа Ил-18Б МУТА ГВФ в Тарасовском районе Ростовской области |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 17 декабря 1961 г.
Время: 16:00
Страна: СССР
Место происшествия: Ростовская область, 10 км восточнее х. Чеботовка, Тарасовский р-н
Тип ВС: Ил-18Б
Регистрация ВС: СССР-75654
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Московское управление транспортной авиации ГВФ (МУТА ГВФ), 65 ао
Рейс: 245
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж произвел взлет в а/п Внуково в 14:34. Полет проходил на эшелоне 8 000 м. Верхняя граница облаков на участке Воронеж-Ростов была 1 500-1600 м. В 15:47 экипаж доложил о входе в зону ГРДП Ростов с путевой скоростью 630 км/ч. В 15:52 ГРДП передал сообщение о местонахождении самолета: азимут 5°, удаление 240 км. Экипаж подтвердил. В 15:59 диспетчер ГРДП передал, что самолет прошел траверз Луганска. Ответа не последовало и на дальнейшие вызовы экипаж не отвечал. Отметка самолета на светоплане радиолокатора быстро исчезла.
Самолет был обнаружен в 10 км восточнее хутора Чеботовка (18 км юго-западнее села Верхняя Тарасовка) на заснеженном поле в 80 м южнее шоссе Верхняя Тарасовка-Чеботовка полностью разрушенным и сгоревшим. Столкновение с землей в 16:00 произошло на очень большой скорости под углом 107° к горизонту с небольшим креном на левое крыло. Силовые установки вошли в землю на глубину 3,5-5 м. Обломки разбросаны на северо-запад на 300-350 м. Обломки правой ОЧК и левого и правого закрылков обнаружены юго-западнее на удалении 103-1 000 м от места столкновения с землей. Таким образом, на месте падения обнаружены все основные части самолета. Разрушение и обрыв закрылков и правой ОЧК произошло до удара об землю во время падения самолета. До отрыва закрылков от крыла они находились в полностью выпущенном положении 40°. Шасси находились в убранном положении.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
9 |
9 |
Пассажиры |
50 |
50 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа, недостатки в конструкции |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ил-18Б |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-75654 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
30.10.1958 |
Заводской номер ВС |
188000503 |
Наработка ВС (часы) |
2722 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
Н 2134034 Н 2134165 Н 2134164 Н 2134187 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
245 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Московское управление транспортной авиации ГВФ (МУТА ГВФ), 65 ао |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Москва (Внуково) |
Пункт назначения |
Сочи (Адлер) |
Начальный пункт маршрута |
Москва (Внуково) |
Конечный пункт маршрута |
Сочи (Адлер) |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причиной катастрофы явился непроизвольный полный на (40°) выпуск закрылков в полете на крейсерской скорости, что вызвало потерю продольной управляемости и устойчивости самолета с последующим его затягиванием в пикирование из-за особенностей аэродинамической компоновки самолета. В этих условиях вывод самолета из пикирования без уборки закрылков практически невозможен, а экипаж, находясь под воздействием отрицательной перегрузки, не в состоянии перевести закрылки на уборку. Выпуск закрылков произошел в результате перемещения рычага управления закрылками при случайном его задевании одним из членов экипажа и оказался возможным из-за конструктивного дефекта рычага управления закрылками, не имеющего надежной защиты от такого перемещения (в отличие от самолетов Ил-14 и Ил-28). Этому способствовала установка ручки в рейсовом полете в среднее положение, что противоречит РЛЭ. Среднее положение предусмотрено для фиксации взлетного и посадочного углов установки закрылков. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|