|
|
|
Чрезвычайное происшествие (попытка угона) c Ту-134А Грузинского УГА в Грузии |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: чрезвычайное происшествие
Дата: 18 ноября 1983 г.
Страна: СССР
Место происшествия: а/п Тбилиси
Тип ВС: Ту-134А
Регистрация ВС: СССР-65807
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Грузинское УГА, Тбилисский ОАО
Рейс: 6833
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 347 лётного отряда, выполнявший рейс №6833 Тбилиси – Батуми – Киев –Ленинград, произвел взлет в а/п Тбилиси в 15:43. В связи с уменьшением пассажиропотока на рейс были оформлены также пассажиры предыдущего рейса Тбилиси-Батуми, который по плану выполнялся на Як-40. Самолет был на предпосадочной прямой аэропорта Батуми, выпустив шасси, когда диспетчер получил сообщение об усилении бокового ветра, не соответствовавшего его минимуму. КВС принял решение возвращаться на запасной аэродром в Тбилиси. В 16:13 находившаяся среди пассажиров группа террористов из 7 человек, вооружённых огнестрельным оружием и гранатами, начала захват самолёта. Угрожая оружием, двое террористов заставили бортпроводницу постучать условным стуком и добиться открытия двери пилотской кабины. В открывшего её проверяющего преступники произвели 5 выстрелов. Ворвавшись в кабину, террористы потребовали от экипажа изменить курс и лететь в Турцию. В ответ на вопрос бортмеханика «Что вы хотите?» преступники, не дав ему договорить, произвели в него три выстрела в упор. В условиях чрезвычайной ситуации штурман и КВС-инструктор вынуждены были открыть ответный огонь. С целью сбить с ног преступников по указанию КВС-инструктора КВС-стажёр, перейдя на ручное управление, резко бросал самолёт по курсу и по высоте. Величина перегрузок составила до +3.15/-0.6 ед. В результате перестрелки один из нападавших был убит и двое ранены, также были легко ранены оба КВС. Принятыми членами экипажа мерами была предотвращена угроза занятия террористами кабины пилотов. В ответ террористы устроили стрельбу в салоне, убив двоих и ранив 6 пассажиров, издевались над бортпроводницами.
Командир ВС включил сигнал «Бедствие» и доложил о случившемся диспетчеру Тбилисского РЦ ЕС УВД. Несмотря на неоднократные вызовы членов экипажа по СПУ террористами, угрожавшими взорвать самолёт, если тот не приземлится в Турции, пилотам удалось дезориентировать их и, пользуясь наступившей темнотой и плохой погодой, в 17:20 совершить посадку в а/п Тбилиси. Открыв люк и увидев, что самолёт приземлился на советской территории, один из террористов убил бортпроводницу и застрелился сам. Сидевший рядом с люком молодой военнослужащий, увидев это, выпрыгнул через крыло на перрон и побежал от самолёта. Приняв его за террориста, оцепление открыло огонь, думая, что убегает террорист. Очереди прошлись и по самолёту, всего он получил 63 пулевых попадания, был ранен КВС-стажёр и выведена из строя радиостанция.
Оставшиеся в живых члены кабинного экипажа покинули кабину через форточку. Под видом технического обслуживания и дозаправки было слито топливо и обесточен самолёт. После многочасовых безуспешных переговоров в 6:55 19 ноября самолёт был взят штурмом сотрудниками спецподразделения «А» 7-го управления КГБ СССР. Штурм длился 4 минуты, никто не пострадал.
Всего в результате попытки захвата самолёта погибли 7 человек: 3 члена экипажа, 2 пассажира и 2 террориста; были ранены 12 человек (3 члена экипажа, 7 пассажиров и 2 террориста). Самолёт был списан из-за полученных повреждений конструкции в процессе выполнения маневров с превышением допустимых перегрузок и пулевых попаданий.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
7 |
3 |
Пассажиры |
59 |
4 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
чрезвычайное происшествие |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
незаконное вмешательство в деятельность авиации |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ту-134А |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-65807 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
17.12.1973 |
Заводской номер ВС |
3352108 |
Наработка ВС (часы) |
13273 |
Наработка ВС (циклы) |
10506 |
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
6833 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Грузинское УГА, Тбилисский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Тбилиси |
Пункт назначения |
Батуми |
Начальный пункт маршрута |
Тбилиси |
Конечный пункт маршрута |
Ленинград (Пулково) |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Расследованием установлено, что группа преступников, спланировавшая нападение на экипаж с целью захвата и угона самолета в Турцию, решили под видом молодоженов и их друзей пронести на борт самолета огнестрельное оружие, используя свои знакомства в СОП а/п Тбилиси.
Пользуясь бесконтрольностью со стороны руководства Тбилисского ОАО, дежурная международного сектора (знакомая преступников, не знавшая об их намерениях), злоупотребляя своим служебным положением, лично оформила и провела на самолет без досмотра группу из 6 человек, пронесших оружие с целью нападения на экипаж, а трое, не имевших при себе оружия, прошли в самолет через зону контроля в общем потоке пассажиров.
Дежурная СОП а/п Тбилиси до посадки основной группы пассажиров не проверила на билетах находившихся в салоне лиц наличия отметки о прохождении досмотра.
Чрезвычайное происшествие в Грузинском управлении ГА стало возможным в результате безответственного отношения командно-руководящего состава управления и Тбилисского ОАО к выполнению требований руководящих документов по предупреждению и пресечению попыток захвата и угона воздушных судов, слабой организации работы по воспитанию у каждого авиаработника высокой политической бдительности.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|