 |
 |
 |
Катастрофа Ми-6 Архангельского УГА близ пос. Варандей |
 |
 |
|
 |
 |
 |
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 30 июня 1977 г.
Время: 17:24
Страна: СССР
Место происшествия: Архангельская область, НАО, 4 км восточнее пос. Варандей
Тип ВС: Ми-6
Регистрация ВС: СССР-21198
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Архангельское УГА, 2-й Архангельский ОАО
|
|
|
 |
|
Описание |
30 июня 1977 г, в 17:24 мск, в 4 км восточнее площадки Варандей (68°47’ СШ, 58°11’ ВД) при обслуживании нефтегазоразведочной экспедиции на высоте 150 м на встречных курсах днем в облаках произошло столкновение вертолета Ми-6 №21198 с грузом, транспортируемым на внешней подвеске вертолетом Ми-8 №22540. В результате столкновения на вертолете Ми-6 произошло разрушение несущего и хвостового винтов и возник пожар. Вертолет в неуправляемом полете упал на землю, разрушился и сгорел. Столкновение с землей произошло на удалении 3 700 м от пос. Варандей с азимутом 106° с обратным курсом относительно направления движения до столкновения. Вертолет разрушился и сгорел до хвостовой балки. Разброс обломков – 350х700 м. Все 5 членов экипажа и находившийся на борту работник экспедиции (стропальщик) погибли. На вертолете Ми-8 оборван строповочный трос с грузом на внешней подвеске. Вертолет не поврежден, экипаж невредим.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
5 |
5 |
Пассажиры |
1 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-6 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-21198 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
04.12.1970 |
Заводской номер ВС |
705204В |
Наработка ВС (часы) |
3896 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
С 36303020 С 36303023 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Другие авиаработы |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Архангельское УГА, 2-й Архангельский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Варандей |
Пункт назначения |
Варандей |
Начальный пункт маршрута |
Варандей |
Конечный пункт маршрута |
Варандей |
|
Подробные сведения
Описание развития аварийной ситуации |
Для выполнения работ на оперативную точку Варандей были направлены вертолеты 68 летного отряда 2-го Архангельского ОАО (здесь и далее все фамилии изменены): Ми-6 №21198 (КВС Товкач А.И.), Ми-8 №22540 (КВС Литвинов Н.В.) и Ми-8 №25732 (КВС Сажин А.В.). Там же находился зам. командира отряда Малов В.И., который прибыл 29.06.77 с целью проверки организации полетов и выставления на оперативную точку экипажа Литвинова.
В 13:45 Малов, при прогнозируемой высоте облачности 100-200 м, видимости 2-4 км, и фактической высоте облачности 150 м, полученной от начальника площадки Варандей, произвел взлет на вертолете Ми-8 Литвинова с целью разведки погоды. В процессе разведки экипаж пробивал облачность для определения верхнего и нижнего края. В 13:50 им передана высота облачности 200-230 м, которая инструментальным промером не подтверждалась (по шаропилотным данным за 14:00 и 15:00 – 164 м и 156 м соответственно). Прогноз погоды на период с 11:30 до 18:00 (облачность 7-10 баллов куч.-дожд., разорв.-дожд. 100-200 м, дождь, дымка, видимость 2-4 км, ветер 360-020° 4-7 м/с) не изменялся.
Зная, что прогноз и фактическая погода не соответствуют требованиям НПП ГА-71 для производства полетов с грузом на внешней подвеске, Малов в составе экипажа Литвинова сам приступил к выполнению таких полетов и разрешил их экипажам Товкача и Сажина. После окончания полетов в составе экипажа Литвинова, в 16:10 Малов разрешил ему производить полеты с грузом на внешней подвеске, а сам вылетел в Архангельск на Ми-6 №21172 в 17:15 (КВС которого принял решение на вылет при погоде хуже своего минимума). В 17:10 Товкач взлетел с площадки Варандей с грузом и в 17:19 произвел посадку у буровой №4, расположенной в 7 км юго-восточнее места взлета. В 17:22 он вылетел обратно без груза. За 2 минуты ранее (в 17:20) с площадки Варандей в направлении буровой установки №31 вылетел Литвинов, имея на внешней подвеске гусеничную ленту вездехода, общая длина которой вместе с тросами составляла около 10-11 м. На пути его следования находилась буровая установка №4, откуда произвел взлет Товкач.
Фактическая погода в это время была: облачность 10 баллов высотой 150-160 м, видимость 20 км, ветер 360° 4-7 м/с, температура +6°С.
Полет обоих ВС производился под нижней кромкой и временами в облаках, что не позволило своевременно обнаружить сближение вертолетов и предотвратить их столкновение. Вертолеты сблизились на встречных курсах, с незначительным превышением Ми-8 над Ми-6. В результате ударов о транспортируемое на внешней подвеске Ми-8 гусеничное полотно вездехода часть отсеков лопастей НВ была разрушена, а полотно затянуло на вертолет впереди главного редуктора. Некоторые из оторванных лопастей НВ попали в хвостовой винт и частично разрушили его лопасти. Из-за полученных повреждений началось беспорядочное падение вертолета и возник пожар, причиной которого могло быть разрушение топливных магистралей частями гусеничного полотна.
Характер деформации уцелевших элементов носовой части фюзеляжа и передней части стойки шасси, лопастей НВ и ХВ и грунта свидетельствуют о том, что вертолет упал на землю с правым креном 70-90° и углом тангажа на пикирование 30-40°, практически без поступательной скорости. При ударе о землю и последующем пожаре произошло окончательное разрушение конструкции вертолета.
|
Описание выявленных причин АП |
Выводы: полеты в районе оперативной точки Варандей, организованные зам. ком. 2-го Архангельского ОАО Маловым В.И., производились с серьезными нарушениями требований НПП ГА-71. При этом Малов сам лично грубо нарушил требования летных правил:
- при разведке погоды, не имея допуска к ППП, пробивал облачность вверх и вниз;
- решение на выполнение производственных полетов с внешней подвеской принял необоснованно, при прогнозируемой и фактической погоде хуже установленного для данного вида работ;
- сам стал на путь грубейших нарушений дисциплины и тем самым способствовал нарушениям, допущенным экипажами.
Командиры ВС Товкач и Литвинов решение на вылет принимали при прогнозе и фактической погоде, не соответствующей условиям безопасности полетов при выполнении данного вида работ, определенных НПП ГА-71.
КВС Товкач:
- нарушил НПП в части выдерживания минимального вертикального расстояния от ВС до нижней границы облачности, вошел в облачность и на высоте 150 м производил в ней полет;
- нарушил указания Малова по выполнению маневра для исключения сближения на встречных курсах, которые заключались в следующем: после взлета с площадки Варандей и набора высоты 100 м выполнять правый разворот на МК=90°, пройти этим курсом 2 минуты, далее – отворот вправо до курса на буровые (общее направление на буровые - 120°), заход на посадку у буровых левым разворотом. После взлета с буровых – набор высоты 100 м, левый разворот на курс в точку на берегу залива западнее площадки Варандей 6 км и заход правым разворотом на площадку.
По данным МСРП-12, экипаж Ми-6 после взлета с площадки у буровой №4 с МК=340° и набора высоты 100 м развернулся с набором высоты 150 м на МК=310° и следовал этим курсом на площадку Варандей. Литвинов также не выполнил указаний по разводке: после взлета с МК=340° и набора высоты 100 м с правым разворотом со средним креном 6° в течение 90 секунд развернулся на курс 127° и далее следовал в направлении буровой №31 (через буровую №4) на высоте 150-160 м (по барограмме). В процессе полета, при ухудшении фактической погоды по маршруту ниже установленного минимума, не возвратился на точку вылета, а продолжал выполнение задания в нарушение требований НПП ГА-71.
Неудовлетворительная организация полетов на оперативной точке Варандей Маловым В.И. способствовала также нарушению минимума погоды, допущенного командирами ВС Ми-8 №25732 и Ми-6 №21172.
Метеообеспечение полетов соответствовало требованиям, прогнозы погоды оправдались.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: Причинами АП явились:
- нарушение ПВП обоими командирами ВС, что привело к сближению ВС и столкновению в облаках;
- неудовлетворительная организация полетов заместителем командира ОАО по летной службе Маловым В.И. и его личная недисциплинированность, выразившаяся в грубом нарушении требований НПП ГА-71, что способствовало нарушению экипажами правил полетов.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|