|
|
|
Катастрофа Ил-14М УГАЦ в Антарктиде |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 17 февраля 1986 г.
Время: 07:10
Страна: Государство неизвестно
Место происшествия: Антарктида, 240 км западнее ст. Мирный (Антарктида)
Тип ВС: Ил-14М
Регистрация ВС: СССР-41816
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: УГАЦ, Антарктический АО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 229 летного отряда выполнял полет по маршруту ст. Молодежная – ст. Мирный по обслуживанию 31-й Советской Антарктической экспедиции - для последующего выполнения полетов со станции Мирный по обеспечению работы экспедиции на станции Восток. Расчетное время полета составляло 7 часов 45 минут.
Самолет был оборудован лыжным шасси и дополнительными топливными баками, размещенными в кабине.
Прогнозируемая и фактическая погода на аэродроме вылета, запасном аэродроме и по маршруту полета соответствовала минимуму КВС, что позволяло принять решение на вылет, который был произведен 16.02.86 в 20:30 мск.
Слабая оснащенность радиотехническими средствами УВД и навигации научных станций Антарктиды, низкое качество радиосвязи в данных условиях и большая протяженность маршрута (2 020 км), не позволяли осуществлять активное управление воздушным движением самолета Ил-14 №41816, контроль за выполнением полета осуществлялся по докладу экипажа.
В момент пролета рубежа возврата (залив Прюдс) фактическая и прогнозируемая погода на маршруте и на аэродроме посадки не препятствовала дальнейшему продолжению полета.
Во второй половине маршрута экипаж попал в условия сильного обледенения, не предусмотренного прогнозом, и был вынужден уменьшить высоту полета. Снизившись до эшелона 1 500 м, экипаж попал в зону струйного течения - встречного ветра ураганной силы (до 140 км/ч), что привело к уменьшению путевой скорости полета и нехватке топлива до пункта назначения. На удалении более 200 км от станции Мирный самолет попал в условия белой мглы, ухудшившей видимость практически до нуля.
17.02.86 в 06:50 мск экипаж доложил об остатке топлива на 30 минут полета, а в 07:05 передал координаты и решение на производство вынужденной посадки. Полет проходил над прибрежным ледником Филиппи. Связь бортом прекратилась в 07:10 мск, более чем через 10 часов полета. Во время вынужденной посадки на ледник, поверхность которого была покрыта глубокими трещинами (ледолом), занесенными поземкой, в условиях нулевой видимости из-за «белизны» и возможного обледенения, при невозможности определения в данных условиях вертикального расстояния до поверхности ледника и его состояния, самолет столкнулся с поверхностью ледника и полностью разрушился. Место катастрофы обнаружено с воздуха через несколько дней в точке с координатами 66° 50' ЮШ, 88° 00' ВД (240 км западнее станции Мирный). Экипаж и служебный пассажир погибли.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
5 |
5 |
Пассажиры |
1 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
погодные условия |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ил-14М |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-41816 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
30.08.1957 |
Заводской номер ВС |
147001603 |
Наработка ВС (часы) |
32094 |
Наработка ВС (циклы) |
18078 |
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
УГАЦ, Антарктический АО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
ст. Молодежная |
Пункт назначения |
ст. Мирный |
Начальный пункт маршрута |
ст. Молодежная |
Конечный пункт маршрута |
ст. Мирный |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Выводы: неустойчивая связь на маршруте Молодежная – Мирный, малый радиус действия радиотехнического оборудования, не позволили осуществлять активное УВД, контроль за полетом самолета осуществлялся по докладам экипажа.
Авиационное происшествие не зависело от подготовки экипажа, специалистов УВД и инженерно-авиационной службы. Прогноз погоды по маршруту Молодежная – Мирный, составленный АМЦ Молодежная, не оправдался.
Фактические метеоусловия по маршруту явились причиной АП из-за влияния сильного, не прогнозированного встречного ветра на участке маршрута Дэйвис – Мирный в слое 500 – 1500 м и непрогнозируемого сильного обледенения, информировать о которых экипаж воздушного судна из-за малой изученности и освещенности данного района не представилось возможным.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение:
Причиной катастрофы самолета явилось воздействие опасных метеорологических явлений, спрогнозировать которые не представилось возможным из-за недостаточной изученности и слабой метеорологической освещенности данного района Антарктиды.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|